Чертежи сабвуфера в машину под 1 динамик. Делаем короб для сабвуфера своими руками: пошаговая инструкция
Для того чтобы в полной мере наслаждаться современной музыкой в машине, нужна хорошая акустическая система, и достаточно большую роль в ней играет сабвуфер. Разумеется, во многих автомобилях изначально установлена качественная акустика, но стоят они достаточно много. Поэтому многие интересуются как собрать сабвуфер своими руками в машину, ведь сейчас это оптимальный вариант, который позволит получить хорошее качество . В этой статье мы расскажем об этом.
Причина, по которой сабвуфер в автомобиле необходим, достаточно проста – он предназначен для максимально качественного воспроизведения низких частот, что крайне важно для ряда музыкальных направлений. При этом нельзя забывать о необходимости дополнять звучание сабвуфера качественной акустической системой, которая воспроизводит средние и высокие частоты.
Выбор динамика для сабвуфера в автомобиль
Для того, чтобы сделать сабвуфер в авто своими руками, необходимо в первую очередь выбрать правильный динамик. Это достаточно важно, ведь именно этот выбор будет влиять на размер короба и спектр воспроизводимых частот. В настоящее время стандартными вариантами являются следующие динамики:
- 6 дюймов – применяются в качестве источника мид-баса, (в сочетании с более крупными сабвуферами);
- 8 дюймов – используются для воспроизведения фронтальных басов;
- 10 дюймов – отличный вариант для колонок, внутренний объем которых будет составлять от 15 до 20 литров;
- 12 дюймов – дают очень качественный звук, но для них нужна коробка от 25 до 35 литров;
- 15 дюймов – дают очень мощный бас, но требуют достаточно большого корпуса объемом от 60 до 90 литров.
Также если вы хотите собрать сабвуфер в авто своими руками, то достаточно важным параметром является выбор правильного сопротивления звуковой катушки. При этом нужно помнить о следующем соотношении – чем меньше сопротивление усилителя, тем выше его мощность. Но это не обозначает, что нужно выбирать минимальные значения, ведь при сопротивлении в 1-2 Ома, качество звучания будет значительно хуже. Приемлемым вариантом будет сопротивление от двух до четырех Ом.
У специалистов нет единого мнения относительно оптимальной мощности динамика. Одно известно точно – оптимальным вариантом будет, если мощность динамика будет несколько выше мощности усилителя. Ведь большинство систем не рассчитано на длительную работу на максимальной громкости, которая может привести к снижению качества звука и появлению нелинейных искажений.
Проектировка сабвуфера для автомобиля
Для того чтобы сделать самодельный сабвуфер для вашей машины, необходимо понять как именно будет выглядеть его будущий корпус, каких он будет размеров, формы, и т.д. Самым лучшим вариантом для этого будет воспользоваться программой WinISD, которая позволит виртуально сделать сабвуфер для машины в соответствии с его основными характеристиками.
Для этого необходимо знать следующие параметры динамика:
- Vas – эквивалентный объем;
- Qts – добротность динамика;
- Fs – частота акустического резонанса в открытом пространстве;
- Z – сопротивление динамика;
- Pe – предельная шумовая мощность;
- Qms – механическая добротность;
- Qes – электрическая добротность;
- Dia – диаметр диффузора.
У стандартных динамиков уже имеются определенные заданные характеристики. Например, эквивалентный объем:
- Для ГДН35 – от 40 до 50 литров;
- Для ГДН50 – 90 литров;
- Для ГДН75 – 80 литров.
Для прочих моделей эти характеристики можно узнать на заводской упаковке или официальном сайте. Кроме того, параметры большинства фирменных динамиков уже есть в базе WinISD.
Самым важным параметром при расчете ящика для динамика является Qts, который описывает эффективность динамика на резонансных частотах. При расчете короба необходимо учитывать все возможные значения данного параметра.
После ввода всех этих параметров программа рассчитает один из трех видов ящика для автомобильного сабвуфера, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Этими видами ящика являются:
- Стандартный закрытый ящик – прост в изготовлении и проектировании, но имеет достаточно низкий КПД в плане воспроизведения звука. Кроме того, такие ящики должны быть герметичными, что является некоторой проблемой при их сборке;
- Фазоинвертор – более сложный корпус при расчете и изготовлении, но даст звук, который будет лучше, чем у обычного ящика;
- Бандпасы 4-го и 6-го порядка. Самые сложные при изготовлении и проектировании, но обладают свойством глушить высокие частоты и подчеркивать низкие. Соответственно они дают самый лучший звук.
Для того чтобы начать сделать проект сабвуфера для машины необходимо сначала создать в программе новый динамик и загрузить его параметры в базу данных. Для этого необходимо нажать «New», выбрать «Own drivers», опять выбрать «New», и загрузить свои параметры, подтвердив загрузку нажатием на «OK» и «Close».
После этого необходимо создать новый проект на базе выбранного типа корпуса, для этого придется повторить эту описанную выше процедуру, используя разные типы ящика. Сам процесс проектирования состоит в изменении параметров коробки, настройки частоты фазоинвертора при помощи диаметра и длинны труб.
В зависимости от этого будет изменяться график частот. Оптимальным будет, если график пересечет линию на отметке -3 дБ, на частоте 25-35 Гц, и дальше проходит по линии на отметке в 0 дБ, и идет вниз на частоте 150-200 Гц. Далее будет необходимо настроить так, чтобы допустимые отклонения находилось в допустимом диапазоне.
Как правило, сабвуфер располагают в багажнике машины. Однако от того, где конкретно он находится, зависит звуковое давление внутри автомобиля, которое может колебаться в пределах полтора децибела. Если вы планируете участвовать в соревнованиях по автозвуку (SPL) – правильное расположение сабвуфера может стать причиной поражения или победы.
Как сделать короб для сабвуфера в авто
Итак, теперь разберемся с тем, как сделать сабвуфер в машину своими руками. Для этого нам в первую очередь необходимо подготовить нужные материалы. Прямые стенки изготавливаются из фанеры, ДСП, и очень редко из цельной древесины. Изогнутые поверхности делаются из стеклоткани, которую выклеивают слоями по нужной форме. Очень важно соблюдать размеры максимально точно.
Непосредственно сборка сабвуфера в машину, осуществляется при помощи клея и саморезов.
Когда вы собираетесь сделать сабвуфер в авто своими руками, то корпус для сабвуфера должен быть максимально герметичным. Это необходимо для того, чтобы на динамике не конденсировалась влага. Помимо обработки швов герметиком, не помешает дополнительно покрыть стенки нитролаком, который не будет пропускать влагу.
После сборки корпуса для автомобильного сабвуфера можно обтянуть его кожей, кожзамом или мебельной тканью.
Кроме того, нелишним будет позаботиться о защите динамика от механических повреждений, попадания влаги или пыли. Это можно сделать двумя способами:
- Защита специальной акустической тканью – не самый дешевый способ, который отлично защищает от грязи и пыли, но не сможет предотвратить механические повреждения;
- Защита при помощи металлической решетки – сравнительно недорогой вариант, который позволяет предотвратить механические повреждения, но не спасет от грязи и влаги.
- Достаточно важным моментом является то, что у низких частот направленность звука практически не ощущается. А значит, расположение сабвуфера в автомобиле не имеет особого значения.
Стелс-сабвуфер для машины своими руками
Основным преимуществом стелс-сабвуфера в автомобиле является его малозаметность, при возможности получить максимально качественное звучание. Как правило, его располагают в багажнике за аркой заднего крыла, где он не занимает много места. Поскольку для хорошего авто-сабвуфера необходим короб приличного объема, который может превышать 18 литров, может понадобиться вынести его панель, таким образом, заняв объем предназначенный для заднего колеса. Также может понадобиться подрезать пол.
Разумеется, для того чтобы такой сабвуфер не был сильно заметен необходимо будет позаботиться о его отделке, которая по своему виду будет совпадать с оформлением автомобиля.
Светодиодная подсветка сабвуфера в автомобиле
Разумеется, качественный звук будет отлично сочетаться с эффектными световыми эффектами. Самым простым вариантом будет использование светодиодной ленты, которую можно будет приклеить вокруг динамика. Также достаточно интересным решением будет применение неонового эквалайзера, который реагирует на пиковые амплитуды сабвуфера и заставляет светящуюся жидкость подниматься по столбикам.
Мне нужен дешевый и мощный сабвуфер для моих динамиков, и вместо того, чтоб тратить на это деньги, я решил собрать самодельный САБ из обычной колонки в домашних условиях. Я нашел 10-дюймовый Pioneer TS-W255C всего за 800 рублей и расскажу, как сделать сабвуфер своими руками.
Что вам понадобится:
- Старый блок питания от компьютера (мощность зависит от того, насколько большой у вас сабвуфер/усилитель)
- Автомобильный усилитель (что-то, что сможет быть мостом и имеет встроенный кроссовер)
- Сабвуфер. Здесь выбор довольно большой, но большинство автомобильных сабвуферов сделаны плохо. Ищите тяжелый магнит в причудливом корпусе.
- Динамики
- 18-миллиметровая ДВП, зависит от размера вашего сабвуфера
- Несколько толстых проводов для динамиков
Шаг 1: Дизайн
Чтобы правильно спроектировать и спланировать такой корпус мне понадобится, я использовал Google Sketchup. Объем и габариты корпуса я вычислил используя WinISD . У меня вышел корпус кубической формы со стороной 35 см, что дало возможность использования на частоте вплоть до 32 Гц.
Как вы видите, в моем варианте присутствует порт в углу. Это для того, чтобы получить минимально возможную частоту.
Вам нужно сделать такой корпус , чтобы получить плоскую и наименьшую частоту. WinISD — это довольно продвинутая программа, поэтому вам лучше посмотреть несколько ознакомительных видео.
Помните, что объем порта исключается из объема корпуса (совместите объемы порта и объем корпуса вместе, а затем посчитайте размеры)
Программы
- WinISD — Чтобы использовать это, вам нужно знать параметры Тиля — Смолла вашего динамика
- Толщину стенки и приблизительный объем корпуса нужно высчитать самому, а не полагаться на показания WinISD.
Шаг 2: Вырежьте стенки корпуса
Это довольно простой шаг. Вырежьте стенки необходимого размера из ДВП.
Предохранитель для динамика я сделал из неопрена — это довольно дешево. Я просто вырезал круг нужного размера ножом, это загерметизирует область вокруг динамика.
Шаг 3: Сделайте порт
Я сделал порт из 110-миллиметрового пластикового желоба.
Иные варианты это щелевой или круглый порт, но в моем случае такой подошел лучше всего.
Шаг 4: Склейте корпус
Я использовал много клея для дерева, а затем скрепил корпус струбцинами на ночь. Я не использовал гвозди и винты, клей отлично справился.
Шаг 5: Установка порта
Я приклеил порт к корпусу при помощи клея и силиконового герметика.
В этот момент я, вероятно, должен был закрепить свободный конец каким-то поперечным крепежом, чтобы предотвратить вибрацию, но порт, кажется, стоит довольно крепко. Чтобы понимать масштаб — вы могли бы спокойно засунуть руку в этот порт.
Шаг 6: Отверстие для динамика
Я вырезал отверстие и отшлифовал его, чтобы получился хороший закругленный край. Это изображение хорошо показывает размер сабвуфера. Для шлифовки я использовал маленькую шлифовальную машину с наждачной бумагой разной зернистости, пока поверхность не стала гладкой.
Шаг 7: Покраска корпуса
Сначала нужно загрунтовать поверхность в несколько слоев. После этого я покрыл корпус черной автомобильной краской из баллончика.
Лучше всего будет загрунтовать поверхность, а затем оставить высыхать на ночь. После этого шлифовать поверхность, пока она не станет гладкой на ощупь. Это придаст поверхности красивый глянцевый вид.
Шаг 8: Обработка внутренней части корпуса
Не знаю, что это за материал, но мне показалось, что это изоляция. Я использовал строительный степлер чтобы закрепить слой материала на каждой из стенок.
Это должно сделать корпус менее бумкающим, поскольку стоячие волны и резонанс ограничены, что приводит к более резким басам, но слишком много изоляции добавлять не нужно — это уменьшит внутренний объем и испортит ваши расчеты.
Шаг 9: Питание
Блок питания от старого ПК 500 Вт с проводами заземления и 12 В, соединенными вместе, а также универсальный автомобильный усилитель Lanzar Heritage мощностью 2000 Вт хорошо работают с сабвуфером.
Просто соедините зеленый провод на блоке питания с проводами заземления на усилителе, и если ваш усилитель имеет REM, подключите его к 12 В, чтобы он включился от источника питания.
Шаг 10: Все сделано
Конечный продукт дает неплохой бас, а 11-миллиметровый xmax чертовски впечатляет.
В целом, сабвуфер для дома своими руками вышел довольно дешевым — около 2500 рублей.
Возможные улучшения:
- Небольшая настройка порта, на полной громкости низкие ноты сдвигают так много воздуха, что есть небольшое чавканье, но это не большая проблема.
- Можно добавить ножки, чтобы уменьшить вибрацию.
- Выровнять динамик. Если бы я сделал двойную стенку из ДВП спереди, я мог бы утопить динамик внутрь, чтобы он не торчал, что улучшило бы силу.
- Можно поставить усилитель и блок питания внутрь корпуса, но мне кажется, что усилия того не стоят. Нужно будет возиться с кроссоверами и проверять температуру и т.д., но он будет выглядеть лучше.
Существует два варианта установки сабвуфера – приобретение готового или покупка динамика и изготовление ящика под него. Рассмотрим второй вариант, который подойдет людям, увлеченных автозвуком.
В продаже существует масса готовых корпусов, но они не отличаются качеством. Тут может привлечь только цена, их стоимость составляет примерно 1000 рублей. Но материалы дешевые, сделанны из тонкой фанеры, нет жесткости ящика. Добиться с покупным корпусом правильного звучания сабвуфера не получиться.
Важно помнить, что хорошо сделанный корпус для сабвуфера существенно преобразит звучание. На практике, один и тот же сабвуферный динамик в различных коробах звучит совершенно по-разному, причем разница существенная на слух даже для неподготовленного слушателя.
Приступим к изготовлению
Для начала нужно определиться с формами и размером. По умолчанию будем считать, что у вас имеется чертеж ящика под саб. Если нет, то будет полезно узнать в статьях "Корпус для сабвуфера " и "Типы акустического оформления сабвуфера ". К тому же, производители в технической документации к динамику предлагают несколько вариантов размеров корпусов, исходя из его параметров. Чертежи для ящика под сабвуфер также можно найти на специализированных авто форумах по автозвуку.Определимся с материалом для ящика. Существует два варианта, это либо MDF, либо многослойная фанера. Т.к. буду рассказывать про свой опыт изготовления корпуса для сабвуфера, то для себя я выбрал многослойную фанеру.
Во-первых, найти MDF в магазине непросто. Во-вторых, стоимость фанеры намного дешевле. При выборе фанеры нужно определиться с ее толщиной, чем она толще - тем жестче будет корпус и лучше в итоге звучание. Оптимальная толщина фанеры составляет 18 мм, что является разумным и по цене и по качеству, и она продается в любом строительном магазине.
Не стоит забывать про вес будущего корпуса под сабвуфер, если его делать из очень толстой фанеры, то вес готового ящика может достигать 40 килограмм. Плюс вес самого динамика, в итоге - лишние полцентнера в багажнике, которые вы постоянно будете с собой возить.
Разрезать фанеру под будущий ящик можно в магазине, благо сейчас это предоставляют большинство крупных строй-магазинов, по типу "Касторама". Далее нужно закупить сопутствующие материалы - клей ПВА и кисточки, мебельные шурупы, жидкие гвозди (для проклейки стенок и стыков) саморезы и акустический карпет для оклейки ящика. Еще я бы порекомендовал специальное покрытие для дерева, которое защитит его от влаги.
Приступаем к постройке корпуса сабвуфера
Рекомендую, лицевую часть корпуса, на которой крепиться динамик, сделать двойной, а именно из двух листов фанеры. Т.е. получается, что общая толщина будет 36 мм. Это нужно для большей жесткости, ведь именно эта часть ящика оказывается самой слабой и нагруженной. Как вариант, можно сделать отверстие под динамик в первом листе обычного размера, а во втором (наружном) чуть большим, по внешнему диаметру динамика. В итоге получиться, что саб будет утоплен в корпусе. Это лучше выглядит с эстетической стороны.Собираем ящик для сабвуфера. Листы фанеры между собой склеиваем клеем и прикручиваем с помощью саморезов. Количество саморезов должно быть примерно следующее: один саморез на один квадратный сантиметр площади стенки или через каждые 3-5 сантиметров. Не жалейте саморезы, прочность важнее. С помощью мебельных шурупов соединяем стенки корпуса будущего ящика между собой. Технология следующая: сначала просверливаем отверстие под мебельный шуруп, капаем каплю клея ПВА и закручиваем.
Почему надо использовать мебельные шурупы? Они, в отличие от саморезов, дают наиболее прочное соединение и не разболтаются от постоянных колебаний и тряски.
Приступаем к защите корпуса. Для этого существует специальный лак, который защищает древесину от влаги. Тут никаких проблем возникнуть не должно.
Для увеличения жесткости конструкции корпуса его нужно проклеивать изнутри вибро-изоляционными материалами . Данная процедура нужна, когда выбран не слишком толстый материал для изготовления корпуса, или для увеличения жесткости покупного ящика. По опыту, после данной операции, сабвуфер заиграл по новому - качественно и более быстро.
При сборе сабвуфера нужно уделить внимание проклейки стыков и соединений (особенно если тип вашего корпуса - закрытый ящик). Пристальное внимание нужно уделить месту, откуда выходят провода для сабвуфера. В качестве проверки герметичности - ящик заливают водой, но этот метод я считаю перебором.
Если после сбора и прослушивания сабвуфера вам не нравиться его звук, кажется слишком жестким, можно положить внутрь синтепон или обычную вату. Она требуется, чтобы улучшить качество звучания при неправильном конструировании ящика под сабвуфер.
Бас получился сочный и мощный. Отыгрывается басы на все 100 процентов, четкость на высоте, скорость баса хорошая, и при этом локализация получилась что надо. Нет неприятного гудения и давящего давления на уши. По сравнению с покупными сабвуферами в готовом корпусе - это небо и земля!
В данной статье рассмотрим подробно как сделать сабвуфер своими руками, если нет профессиональных знаний в области электроакустики и нет желания использовать ранее неизвестные и непонятные схемы, хотя конечно немного измерений все же сделать придется.
Что представляет собой сабвуфер и для каких целей он используется?
Сабвуфер в народе называют просто саб, и если переводить это слово дословно, то звучит достаточно забавно – подгавкиватель. В действительности это самый настоящий басовый динамик, отличающийся низкой частотой, оформленный в специальном ящике с крайне сложным устройством.
На сегодняшний день если посмотреть фото сабвуфера своими руками, то можно заметить, что они используются в огромном количестве самых различных мест, начиная от простых бытовых ситуаций, когда он устанавливается дома и заканчивая тем, что сегодня многие используют сабы в своих машинах.
Если удастся найти хороший чертеж сабвуфера и правильно сделать его, то определенно можно браться практически за любой сложности АС, поскольку именно воспроизведение НЧ является одним из самых сложных моментов в мире электроакустики.
Важно лишь, чтобы схема сабвуфера полностью отвечала вашим представлением об идеальной акустике.
Немного о басах
Воспроизведение различных басов в принципе является достаточно трудным процессом. В целом НЧ-участок абсолютно любого спектра имеющихся волн звука различается в зависимости от своего психофизиологического сильного воздействия на несколько областей.
Для того чтобы не ошибиться в выборе басового, по-настоящему качественного динамика, и впоследствии короб для сабвуфера удалось выполнить достаточно быстро, прежде всего необходимо значить их ключевое значение и соответствующие границы.
Глубина
Для различного рода духовых органов в специально отремонтированных для музыкальных инструментов залах существенное влияние на то, каким будет тембр звука, оказывает подбас. Именно для звуков природы и различных техногенных катаклизмов, вроде неожиданных взрывов характерны достаточно сильные подбасовые составляющие.
Стоит отметить, что большинство людей подбасы или не слышат вообще, или же слышат, но не достаточно хорошо. К примеру, если осуществить отфильтровку принципиально разных по характеру имеющихся звуков ядерного взрыва и сильного урагана, вроде торнадо в тропиках от всего, за исключением подбасов, то со стопроцентной уверенностью можно сказать о том, что вряд ли кому-либо из слушателей удастся понять, что же на самом деле происходит.
Именно по этой причине сабвуфер для дома практически все оптимизируют исключительно на мидбас.
Как выбрать динамик?
При выборе обязательно стоит обратить внимание на то, что полный расчет всего акустического оформления всегда производится только по известным параметрам Тиля-Смолла.
При создании хорошего сабвуфера своими силами важно лишь учесть абсолютную добротность головки именно на ее основной резонансной частоте. Связано это с тем, что по ней осуществляется выбор идеального варианта для будущего акустического оформления.
Автосабвуферы
Если вас интересуют автомобильные сабвуферы, то в таком случае стоит иметь обязательно в виду, что их чаще всего устанавливают либо прямо под сиденьем у водителя, либо в отсек багажника.
При размещении вторым вариантом, автосабвуфер может занять достаточно много полезного места, поэтому к нему прибегают не так часто. Однако и в случае размещения сабвуфера под сиденьем возникают некоторые риски, связанные, например с тем, что его достаточно легко в таком случае повредить ногами.
Стоит обратить ко всему прочему особенное внимание на важный момент, заключающийся в том, что в достаточно тесном салоне машины не обойтись без обязательного эффекта маскировки различных шумов.
Именно по этой причине практически все автомобильные сабвуферы оптимизируются преимущественно на подбас.
В завершение стоит отметить, что сделать самостоятельно усилитель для сабвуфера может в принципе любой человек и это будет достаточно забавным занятием, полезным не только для развития мастерства, но и ума.
Обратите внимание!
Фото сабвуфера своими руками
Обратите внимание!
От типа конструкции короба сабвуфера зависит качество и громкость басов, поэтому к его проектированию и изготовлению необходимо подойти с особой внимательностью и основательно изучить все аспекты. Как сделать короб для сабвуфера своими руками? Он должен быть выполнен из прочных материалов, так как в процессе эксплуатации ему придется выдерживать высокие нагрузки.
Разновидности
По типу конструкции различают четыре вида, каждый из них имеет свои особенности и способен по-разному влиять на звук.
- Закрытый ящик. Данный короб прост в проектировании, а тип его конструкции в полной мере отражает название. Сабвуферный динамик, помещенный в закрытый ящик, имеет маленький КПД, но его акустические свойства будут все равно значительно улучшены. Его можно разместить беспроблемно в любом месте автомобиля.
- Фазоинвертор - корпус, содержащий специальную трубку, которая выводит воздух, чем значительно улучшает качество и мощность звука низких частот.
- Бандпас четвертого порядка имеет разделение на две камеры, в одной из которых размещен динамик сабвуфера, в другой камере размещен воздуховод. При таком типе конструкции можно регулировать частоты, воспроизводимые низкочастотным динамиком.
- Бандпас шестого порядка имеет тот же принцип, что и предыдущий вариант, но отличается от него наличием дополнительного фазоинвертора. Такой тип конструкции выдает максимальный КПД, но его проектирование и сборка — очень трудоемкий процесс.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что оптимальным вариантом будет изготовление короба фазоинверторного типа, т.к. он отличается высоким показателем КПД и прост в изготовлении.
Список необходимых материалов
Для начала следует определиться с материалом, из которого будет изготовлен короб. Он должен быть прочным и иметь звукоизолирующие свойства. Можно использовать многослойную фанеру, ДСП или древесину. Чем выше мощность музыкального динамика, тем прочнее должен быть материал изготовления. Они просты в обработке и купить их не составит особого труда.
Детали, которые понадобятся для изготовления:
- саморезы для древесины размером 5-6 сантиметров;
- материал для шумоизоляции;
- деревянные бруски сечением более 2 см;
- дрель, шуруповёрт и отвертка;
- жидкие гвозди и герметик;
- электролобзик;
- клемник;
- материал для декорирования внешних сторон;
- клей ПВА.
Разработка чертежа для корпуса
В технических документах каждой сабвуферной головки указывается необходимый объем корпуса для качественного звучания. Исходя именно из указанного производителем объема, следует разрабатывать чертеж. Рассчитать объем можно по формуле:
где V - требуемый объем; h - высота короба; L - длина и A - ширина.
Параметрами длины, высоты и ширины можно варьировать в любых направлениях, учитывая диагональ динамика, подбирая удобную конструкцию для автомобильного салона. На качестве звучания это не отображается.