Обслуживание и ремонт задвижек. Разновидности задвижек и их использование Шприцевание задвижек
При текущем ремонте (ТР) запорной арматуры производятся все операции технического обслуживания ТО 1, ТО 2, а также:
Проверка наличия смазки подшипникового узла шпинделя арматуры;
Проверка сальникового уплотнения, нажимной втулки, устранение следов коррозии, задиров штока;
Прогонка шпинделя по гайке на всю рабочую длину;
Нанесение защитной смазки шпинделя арматуры;
Набивка, замена сальникового уплотнения;
Проверка и подтяжка контактных соединений электропривода, восстановление изоляции выходных концов проводов, проверка состояния уплотнителей, взрывозащиты подшипников электродвигателя, правильность посадки крыльчатки вентилятора электродвигателя;
Проверка обтяжки фланцевого соединений разъема корпус-крышка.
Проверка обтяжки фланцевых соединений должна производиться гайковертами с контролем момента затяжки (динамометрические инструменты (ключи-мультипликаторы) одновременно не менее чем на двух взаимно противоположных шпил ьках с одинаковым усилием, соответствующим ЭД арматуры.
Перед обтяжкой фланцевого соединения (корпус-лрышки) клиновой задвижки необходимо приоткрыть клин во избежание повреждения резьбовой втулки. При текущем ремонте арматуры уплотнение шпинделя сальникового узла на основе асбеста заменяется на уплотнения из терморасширенного графита. При текущем ремонте арматуры DN 50-1200 прокладки фланцевых соединений патрубков арматуры на основе асбеста заменяются на прокладки из терморасширенного графита.
Сведения о проведенном текущем ремонте заносятся в паспорт (формуляр).
Текущий ремонт запорной арматуры и обратных затворов НПС проводится при плановых остановках линейной части МН и на отключенных участках технологических нефтепроводов НПС.
Типовой объем работ при среднем ремонте (СР) запорной арматуры
Перед проведением среднего ремонта производится диагностическое обследование запорной арматуры и обратных затворов. Объем диагностического обследования арматуры во время среднего ремонта в соответствии с требованиями РД-19.100.00-КТН-036-13.
При несоответствии показателей диагностического обследования арматуры характеристикам установленным в ТУ, ЭД, арматура подлежит вырезке и капитальному ремонту в условиях специализированного ремонтного предприятия.
В объем среднего ремонта запорной арматуры входит:
Все работы выполняемые при ТР, а также:
Ремонт с заменой дефектных деталей
Замена паранитовых прокладок между корпусом и крышкой на прокладки из терморасширенного графита;
Проверка на герметичность затвора и испытания перекачиваемым продуктом давлением Р= 1,1РN раб. в течении не менее 10 мин, для проверки герметичности уплотнений и соединений. При наличии подтеков и негерметичности - их устранить.
Замену электропривода для капитального ремонта на специализированном предприятии (при наступлении срока КР согласно инструкции завода - изготовителя или выявлении дефектов, неустранимых проведением ТО, текущего и среднего ремонта), проводит ОГЭ.
Кроме того дополнительно для клиновых задвижек:
Демонтаж крышки, разборка, проверка технического состояния всех выемных деталей и, при наличии дефектов, их ремонт или замена;
Зачистка и промывка посадочного паза затвора клиновых задвижек от механических примесей;
Проверка состояния уплотнительных поверхностей корпуса, крышки, клина, их очистка и шлифовка;
Проверка состояния направляющей клина;
Замена подшипников бугельного узла;
Замена уплотнительных элементов на прокладки из терморасширенного графита -замена (при наличии) системы автоматического сброса давления на отремонтированную и настроенную на сброс давления в корпусе при значении не более 1,1 PN
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Данная инструкция применяется совместно с Инструкцией завода-изготовителя.
Конструктивно краны состоят из следующих основных узлов: корпуса с шаровым затвором, привода и системы управления.
У кранов подземного исполнения дополнительно имеется колонна со шпинделем-удлинителем.
Герметичность кранов обеспечивается за счет уплотнительных седел, которые расположены между корпусомкранов и их шаровымзатвором.
На кранах, шаровые затворы которых вращаются на опорах, уплотнительные кольца (седла) прижимаются к шаровому затвору давлением газа, пружинами.
У кранов, шаровые затворы которых вращаются на опорах, для сброса давления газа из корпуса кранов, а так же дляконтролягерметичностикрановпоседлам в верхней части корпусов есть отверстие декомпрессии. В нижней частикорпусовкранов есть отверстие для дренажа влаги и конденсата. Проверка герметичности у этих кранов производится открытиемдекомпрессионногоустройствапосле проверки положения крана сначала с помощью газа, а затем с помощьюручного насоса: до резкого возрастания усилиянаручкенасоса.В случаене герметичности крана производится набивка уплотнительной пасты в седло крана со стороны высокого давления.Придостижении полнойгерметичности для повышения надежности закрытия крана уплотнительная паста набивается и во второе седло со стороны низкого давления.В целяхконтролястепенигерметичности крана и предотвращения прорыва газа через седло со стороны низкого давлениядренажноеидекомпрессионное устройство в течение всего времени проведения огневых или газоопасных работ необходимо держать полностью открытыми. Приэтом отвод газадолженпроизводиться в сторону с учетом направления ветра: техника и работники должны находиться с наветренной стороны.
На кранах с плавающим затвором затворы (пробки) прижимаются к уплотнительным кольцам(седлам).
В случаене герметичноститаких кранов набивка уплотнительной пасты производится в седло крана со стороны низкого давления.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ НАЗАПОРНЫХ КРАНАХ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ САМОПРОИЗВОЛЬНОЙ
ИЛИ ОШИБОЧНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ ЗАПОРНЫХ КРАНОВ
К работам назапорных кранах допускаются лица, прошедшие проверку знаний в объёме настоящей инструкции, сдавшие экзамен по ТБ и ПТЭ магистральных газопроводов и освоившие инструкцию по эксплуатации шаровых кранов.
Перестановка кранов должна производиться строго по разрешению руководства ЛПУ (КС). Ревизия иремонт запорной арматуры установленной на газовых коммуникациях производится без оформления наряда-допуска, но с обязательной регистрацией в Журнале регистрации газоопасных работ проводимых без оформления наряда-допуска» (разгерметизация газовых коммуникаций).
При проведении работ пользоваться инструментом, указанным в инструкции по эксплуатации для соответствующего типа кранов.
Работы на кранах производить со специальных площадок для обслуживания или лестниц.
Запрещается при работах на кранах использовать газовые или масляные трубы в качестве опор или страховочных элементов.
При демонтаже-монтаже приводов гидробаллонов и гидроцилиндров пользоваться специальной подъёмной техникой и приспособлениями.
Все работы по демонтажу отдельных узлов и деталей кранов производить предварительно убедившись в отсутствии давления газа в соответствующих местах.
При проведении работ по заправке и дозаправке гидросистем кранов необходимо удалять масло с поверхности привода и корпуса крана.
Дренаж влаги и конденсата из корпуса крана подземного использования производить после предварительного стравливания давления через декомпрессионное устройство.
Сброс давления из системы управления, корпуса крана, а также дренирование влаги и конденсата производить осторожно, в направлении, безопасном для обслуживающего персонала.
Запрещается производить перестановку кранов с помощью энергии давления кислорода.
Запрещается вскрытие крышек конечных выключателей на кранах, имеющих дистанционное управление, без снятия напряжения с питающей электролинии.
Запрещается производить профилактические работы, стравливать газ, производить перестановку крана во время грозы.
При перемерзании затворов крана, узла управления, импульсных трубок обогрев производить разогретым воздухом, паром или электроТЭНами во взрывозащищённом исполнении, запрещается применять для этих целей горелки открытого пламени.
При работах с электроприводом крана следует пользоваться общими положениями инструкций по ТБ при обслуживании электрооборудования под высоким напряжением. Работы с электроприводом следует проводить в присутствии дежурного электрика.
Перекрыть запорные устройства (вентили, задвижки, краны) на линиях отбора импульсного газа для питания узлауправления краном.
Сбросить давление из системы управления краном черезпредназначенное для этой цели специальное декомпрессионное устройство.
Отсоединить импульсные трубки, идущие на гидробаллоны открытия и закрытия.
Отключить электропитание электропневматических клапанов системы управления краном на ГЩУ КС.
На ГЩУ КС на ключах управления соответствующих кранов вывесить таблички: «Не включать, работают люди!».
На кранах, где это предусмотрено конструкцией, дополнительно отключить электропитание электропневматических клапанов по месту установки крана с помощью специального ключа. После отключения электропитания на узле управления краном вывешивается табличка: «Не включать, работают люди!».
Отсоединить трубки импульсного газа от узла управления краном.
Вместо отсоединённых трубок импульсного газа на штуцерах узла управления установить заглушки, которые опломбировать.
На ручном насосе установить скобу (блок-замок), исключающую возможность открытия крана вручную, на кранах где имеются по два ручных насоса, такую скобу установить только на ручном насосе для открытия крана.
На кранах, имеющих ручной механический привод, на штурвале(маховике) установить скобу(блок-замок)с целью исключения возможности открытия крана с его помощью.
На кранах с электроприводом необходимо отключить питание электропривода на ГЩУ КС и в распредкоробке по месту установки крана. В указанных местах вывесить таблички «Не включать, работают люди!».
На всех закрытых кранах, отсекающих место проведения огневых и газоопасных работ от газопровода, вывесить таблички «Не открывать».
4.МЕРОПРИЯТИЯ ПО НАДЁЖНОМУ ЗАКРЫТИЮ ЗАПОРНЫХ КРАНОВ
После отключения участка газопровода от места проведения огневых и газоопасных работ удостовериться в том,что отсекающие краны находятся в положении «Закрыто». Контроль производится по указателю положения крана на приводе.
Проверить положение кранов сначала с помощью газа(нажатием на кнопку, рычаг «Закрытие»), а затем с помощью ручного насоса (до резкого возрастания усилия на ручке насоса). На кранах с ручным механическим приводом закрытие дублируется с помощью маховика (штурвала привода).
Проверить степень герметичности кранов открытием декомпрессионного или дренажного устройства. Приполной герметичности крана через эти устройства будет наблюдаться кратковременный сброс газа из полости междукорпусом крана и шаровым затвором. Постоянный выход газа будет свидетельствовать о недостаточной герметичности крана.
В случае обнаружения негерметичности крана следует добиться герметичности его регулировкой хода поршня гидро (пневмо) цилиндра на «Закрытие».
Если мероприятие по п.4. не даёт желаемого результата, то произвести набивку уплотнительной пасты в седло крана со сторонывысокого давления, контролируя при этом степень герметичности по декомпрессионному или дренажному устройству. (см.п.3)
При достижении полной герметичности крана по п.5. для повышения надёжности закрытия крана уплотнительная паста набивается также и во второе седло со стороны низкого давления.
В случае невозможности достижения полной герметичности крана согласно п.5. производится набивка уплотнительной пасты во второе седло крана со стороны низкого давления. Контроль степени герметичности в этом случае производится через любой отбор газа, находящийся со стороны низкого давления.
Если мероприятие, выполненное по п.7 не даёт желаемого результата, то место проведения огневых и газоопасных работ необходимо отключатьс помощью надувных резиновых шаров (герметизирующих устройств).
В случае невозможности достижения полной герметичности крана по п.4. и конструкция крана непредусматривает набивку пастой, то перекрываются краны сопряжённых участков, а место проведения работ отключается согласно п.8.
В целях контроля герметичности крана и предотвращения прорыва газа через седло со стороны низкого давления дренажное и декомпрессионное устройство в течение всего времени проведения огневых и газоопасных работ необходимо держать полностью открытыми.
ПРОВЕРКА И СМОТР КРАНОВ
УЗЛА ПОДКЛЮЧЕНИЯ И ОХРАННЫХ КРАНОВ
Осмотр и проверка кранов узла подключения производится ежесменно.
При осмотре кранов узла подключения и охранных кранов (включая их внутренних перемычек) необходимопроверить:
положение указателя крана и соответствие его положения индикации на щите управления(«открыт»,«закрыт»);
положение переключателя рукоятки управления краном: режима управления ручным насосом(на кранах с дистанционным управлением рукоятки должны находиться в положении«Дистанционное управление»и зафиксированы стопором);
наличие импульсного газа на управление кранами с продувкой фильтров;
состояние крановых укрытий и ограждений.
По окончании осмотра, кран должен быть очищен от пыли, песка и масляных пятен, а в зимнее время - от снега и льда.
Двери укрытий должны быть в исправном состоянии, в зимнее время подходы к ним должныбытьочищеныот снега.
Двери укрытий охранных кранов и их перемычек в зимнее время года должны находиться в открытомположении (должны быть зафиксированы в открытом положении) с целью обеспечения гарантированного и быстрого доступа к узлам управления кранов в аварийных ситуациях.
ПРОВЕРКА И ОСМОТРЫ КРАНОВ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБВЯЗКИ ГПА
Проверки и осмотры кранов технологической обвязки ГПА проводятся ежесменно и после каждой перестановки крана сменным персоналом и включаютследующие проверки:
соответствие положения запорной арматуры «Инструкции по положению запорной арматуры технологической обвязки ГПА, находящихся в работе, резерве и в ремонте».
комплектность всех узлов крана;
положение указателя крана и соответствие его положения индикации на щите управления(«открыт», «закрыт»);
наличие рукоятки насоса ручного привода крана;
состояние болтовых и ниппельных соединений, при необходимости их подтягивают;
положение переключателя рукоятки управления краном: режима управления ручным насосом (на кранах с дистанционным управлением рукоятки должны находиться в положении«Дистанционноеуправление»и зафиксированы стопором);
герметичность уплотнений шпинделя крана, поршней, штоков, цилиндров привода крана;
внешнее состояние кабелей управления кранами;
герметизацию клеммных коробок, блоков управления кранов;
наличие утечек газа, при возможности устранить;
Проверка правильности установки затвора в кране при помощи ручного насоса или штурвала по указателю положений: проверка хода крана.
По окончании осмотра, кран должен быть очищен от пыли, песка и масляных пятен, а в зимнее время от снега и льда.
О всех выявленных неисправностях должен быть извещен сменный инженер (инженер ЭОГО) ипроизведенасоответствующая запись в «Ведомости дефектов и нарушений» на 1-м уровне АПК.
7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
Виды работ по обслуживанию арматуры:
плановый осмотр (ТО-1);
сезонное обслуживание (ТО-2);
текущий ремонт (ТР);
техническое диагностирование (ТД);
средний ремонт (СР);
капитальный ремонт (КР);
обслуживание при хранении (ТО при хранении);
обслуживание при консервации объекта (ТО при консервации).
Текущим обслуживанием (ТО) - называется комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. [ГОСТ 18322, п. 1].
Текущее обслуживание включает в себя следующие виды:
Периодический осмотр ТО-1 – комплекс работ, проводимых 1 раз в месяц. Результаты проведения периодического осмотра заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» (см. Приложение 1).
-Сезонное обслуживание ТО-2 –комплекс работ, проводимых 1 раз в 6 месяцев, включая объем работ ТО-1.Сезонное обслуживание ТО-2 проводится при подготовке арматуры к осеннее-зимнему и летнему периодам эксплуатации. Работы по ТО-2 проводятся так же перед проведением ремонтных работ, связанных с отключением участка магистрального газопровода. Результаты проведения сезонного обслуживания заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» (см. Приложение 1).
Текущий ремонт (ТР ) - Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]
Текущий ремонт проводится по результатам ТО-1,ТО-2 .
При проведении текущего ремонта проводится:
зачистка, грунтовка и окраска лакокрасочных поверхностей корпуса, колонны-удлинителя и привода, которые подверглись коррозии;
подтяжка всех резьбовых соединений корпуса, колонны-удлинителя, привода и навесного оборудования;
чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента с последующей его регенерацией;
ревизия гидросистемы привода путем удаления воздуха из гидроцилиндров, влаги и шлама из трубок и баллонов;
замена демпферной жидкости гидросистемы привода;
ревизия системы уплотнения седел затвора и шпинделя: трубок, фитингов и мультипликаторов смазки;
набивка очистительной и герметизирующей смазки в седла затвора, шпиндель;
ревизия ручного насоса-дублера и переключателей режима работ;
ревизия винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;
ревизия системы подачи импульсного газа с настройкой сбросных и перепускных клапанов;
ревизия оборудования КИПиА, измерение сопротивления изоляции и заземления.
Результаты проведения текущего ремонта заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» (см. Приложение 1).
Техническое диагностирование(ТД ): Определение технического состояния объекта.
[ГОСТ 20911, п. 4]
Техническое диагностирование проводится периодически, каждые 10 лет эксплуатации, а также в случаях если:
в результате проведения технического обслуживания выявлено неудовлетворительное состояние отдельных узлов и деталей (не герметичность, заклинивание или длительное время перестановки затвора, стуки, прогрессирующий коррозионный износ, трещинообразование и т.д.), которое может привести к критическим отказам, или имели место неоднократно повторяющиеся отказы;
эксплуатация осуществлялась при воздействии факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление и внешние силовые нагрузки), или подвергалась аварийным воздействиям (пожар, замерзание воды в корпусе, сейсмическое воздействие и др.);
выработан срок службы (ресурс), установленный конструкторской и нормативно-технической документацией или срок эксплуатации превышает 30 лет (в случае если в технической документации отсутствуют сведения о назначенных показателях);
проводится реконструкция, модернизация или капитальный ремонт магистрального трубопровода.
Техническое диагностирование проводится по методикам, утвержденным в установленном порядке. Оценку ресурса арматуры выполняют, как правило, в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, проводимой в соответствии с РД 03-484-02 , ПБ 03-246-98 и СТО Газпром 2-3.5-045.
К основным видам работ при проведении технического диагностирования арматуры относятся:
анализ, обработка и экспертиза комплекта нормативно-технической документации (паспорта, РЭ, планы-графики, журналы учета ТОиР, акты и др.);
визуальный и инструментально-измерительный контроль основных узлов и деталей;
контроль работоспособности (функционирования) привода;
контроль герметичности затвора;
контроль состояния металла и сварных соединений корпуса неразрушающими методами (при продлении ресурса);
оценка технического состояния (с выдачей заключения о возможности продления срока безопасной эксплуатации или установлении нового назначенного срока (ресурса) эксплуатации, замены, ремонта, демонтажа отдельных узлов и т.д.).
Результаты проведения технического диагностирования заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» .
Средний ремонт (СР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно - технической документации.[ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1].
Средний ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.
Данный вид ремонта производится без демонтажа с трубопровода.
При проведении среднего ремонта арматуры могут быть проведены следующие виды работ:
модернизация пневмогидравлической системы управления приводом;
ремонт гидроцилиндров, замена уплотнений поршней;
замена уплотнения шпинделя, сальника с набивкой герметизирующей смазки;
ремонт или замена ручного насоса-дублера, вентилей отборов газа, трубок импульсного газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости;
ремонт или замена трубок, фитингов и мультипликаторов смазки системы уплотнения затвора;
ремонт или замена винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;
замена уплотнения фланцевого соединения корпуса или колонны-удлинителя;
ремонт или замена подшипника бугельного узла;
замена электропривода;
ремонт демпфирующего устройства (амортизатора);
ремонт или замена оборудования КИПиА;
другие ремонты.
Капитальный ремонт (КР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей включая базовые. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]
Капитальный ремонт арматуры проводится по результатам техническогодиагностирования.
Данный вид ремонта производится с демонтажем ТПА в условиях специализированной организации.
При капитальном ремонте производят полную разборку и дефектацию всех деталей и узлов, их восстановление или замену пришедших в негодность в результате коррозии, чрезмерного механического износа. Капитальный ремонт арматуры должен обеспечить безопасность ее дальнейшей эксплуатации.
Объем капитального ремонта определяется на основании дефектной ведомости и включает следующие операции:
восстановление герметичности затвора;
ремонт корпусных деталей;
ремонт привода;
замену дефектных изношенных деталей.
После капитального ремонта арматура, в условиях специализированной организации, подвергается приемосдаточным испытаниям.
При капитальном ремонте соблюдаются требования, предъявляемые к изготовлению арматуры, в части применяемых материалов и конструктивных особенностей. Специализированная организация обязана выполнить весь комплекс мер, обеспечивающих определенный организацией-изготовителем уровень безопасности изделия, оговоренный в нормативно-технической документации. При ремонте обеспечивается возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.
Отклонения от проекта при капитальном ремонте арматуры согласуются с организацией-изготовителем. Уровень безопасности такой арматуры не должен быть снижен.
В случае повреждения в процессе ремонта маркировки специализированная организация обязана восстановить ее на корпусе.
Ремонт арматуры осуществляется обученным персоналом необходимой квалификации, изучившим руководство по эксплуатации (ремонтную документацию) с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности.
По результатам проведенного капитального ремонта в паспорт арматуры вносятся следующие сведения:
наименование специализированной ремонтной организации (подразделения);
объем (состав) ремонта;
материал введенных в состав арматуры элементов;
материал наплавок при пайке;
марка электродов при сварке;
значения показателей надежности - при их изменении;
проведенные испытания и их результаты;
значения назначенных показателей, в случае их продления.
Обслуживание при хранении .
Объемы, условия хранения, порядок использования и обновления ТПА аварийного запасаопределяют в соответствии с нормативной документацией. Срок хранения арматуры недолжен превышать 5 лет.
При обслуживании арматуры аварийного запаса, находящейся на хранении, проверяют:
наличие эксплуатационной и сопроводительной документации;
комплектность по паспорту;
целостность и плотность крепления заглушек, обеспечивающих защиту стыковых кромок под сварку;
маркировку;
отсутствие на корпусе и торцах вмятин, задиров, механических повреждений, коррозии;
отсутствие расслоений любого размера на торцах патрубков;
наличие консервационной смазки на внутренних поверхностях затвора, патрубков и на всех неокрашенных поверхностях шпинделя и привода;
состояние сварных швов.
Обслуживание при консервации объекта .
При обслуживании арматуры объекта, находящегося в консервации, проверяют:
комплектность и целостность основных узлов и деталей;
герметичность резьбовых, сварных и фланцевых соединений основных узлов и деталей;
состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;
наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;
целостность и правильность положений рукояток распределителей ручных насосов, вентилей отборов газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости.
Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.
Вырезанные краны подлежат консервации. Не допускается разукомплектация приводов и навесного оборудования. Сливать гидрожидкость из гидросистемы привода категорически запрещается.
Отгрузка кранов в ремонт производится только после получения дополнительного указания.
Новые (капитально отремонтированные) краны, предназначенные на замену проходят проверку и обслуживание в следующем объеме:
проверка наличия заводского паспорта на кран;
проверка комплектности навесного оборудования (трубок подачи смазки, дренажа, отбора газа, фитингов вентилей, обратных клапанов, шпонок, штифтов, крепежа, ручного насоса, масляных трубок,ЭПУУ, конечных выключателей и др.);
проведение ревизии гидросистемы, при необходимости очистка от шлама и грязи;
заправка гидросистемы привода гидрожидкостью;
проведение полного монтажа навесного оборудования;
опробование работоспособности крана ручным дублером на «закрытие» и «открытие» с одновременной проверкой правильности установки крайних положений шарового затвора;
приварка к крану трубных заготовок со сферическими заглушками;
проведение гидравлических испытаний крана на герметичность затвора и уплотнений шпинделя, гидравлическое испытание на прочность сварных швов, с составлением соответствующих актов.
набивка смазкой (циатим, смазка газовых кранов, уплотнительная паста или аналогичная) в оба уплотнения затвора и уплотнение шпинделя.
Требования к запорной арматуре при ревизии.
Кран пронумерован.
Заводская табличка не закрашена.
Манометры на кранах производства ЧССР не закрашены.
Весь крепеж установлен и обтянут.
Шпонка соединения «корпус крана – привод» имеется, люфт отсутствует.
Указатель положения крана закреплен.
Табличка конечных положений крана («открыто», «закрыто») – обозначены.
Масло в гидробаллоны залито, сделана запись в формуляре крана.
Следы подтеков масла отсутствуют.
Ручной насос отревизирован, работоспособен.
Шток насоса смазан консистентной смазкой.
Шток насоса зафиксирован в проектном положении.
Ручка насоса имеется.
Обозначены положения переключателя для ручной перестановки («открыто», «закрыто»).
На отечественных кранах фиксатор положения золотника вращается свободно.
На отечественных кранах мультипликатор заполнен крановой смазкой.
Штуцеры гидробаллонов и цилиндров загерметизированы.
Лючки для определения положения кулисы загерметизированы.
Трубки набивочников, дренажа и собственных отборов газа закреплены к колонне.
На трубках набивочников, дренажа и собственных отборов газа, на колонневыполнена изоляцияперехода «земля- воздух».
Резьбовые соединения набивочников и дренажного крана должны быть защищены консистентной смазкой от попадания грязи и атмосферных осадков.
Имеется схема кранового узла. Схема кранового узла привязана к местности.
Имеется ограждение кранового узла. Установлены знаки безопасности в соответствие с требованиямиПТЭМГ.
Отсутствует ржавчина на корпусе, грязь, посторонние предметы на приводе.
Стояки отбора газа Ду50 закрыты сверху от попадания влаги.
На «свечах» Ду300 «хлопушки» находятся в закрытом положении.
Выделены красным цветом указатели положения кранов.
На кранах с ручным приводом гидробаллоны или расширительные бачки сообщены с атмосферой (при этомисключено попадание атмосферных осадков вгидробаллоны: наличие Г-образных гусаков).
Наличие на кране таблички о типе заправленной гидрожидкости.
Наличиенадписей «О» и «З» на гидробаллонах
Наличие надписей «О» и «З» гидроцилиндрах, обозначающие местаподключениянасосов аварийнойперестановки кранов.
Переключатель насоса крана находится в требуемом положении: управляемыхдистанционно вположении«Дист»,аостальных – согласно требованиям НД.
Приложение 3.
Действия персонала по перестановке кранов в аварийных ситуациях
При не перестановке кранов в дистанционном режиме необходимо выполнить следующие операции:
1. При наличии импульсного газа и исправности ЭППУ:
-
кран переставить нажатиемвЭППУ на клавишу соленоида «Откр» или «Закр»иудержаниемеедополной перестановки крана.
2. При отсутствии импульсного газа и неисправности ЭППУ:
перекрытьи стравить импульсный газ;
переключатель режима работы насоса установить в положение «Отк» или «Закр» таким образом, чтобыон былнаправлен на соответствующую надпись, а фиксатор (резьбовой или шариковый) совпал с пазом на корпусе насоса;
переставить кран ручным насосом до крайнего положения.
Примечание : Вслучаеаварии (когда необходимо срочно переставить кран) и при больших диаметрахпереставляемыхкранов (Ду1400) или недостаточной (низкой) производительности насосов (кранов Ду1000-1400необходимоодновременно готовить РВД для перестановки кранаимпульснымгазомсогласно п.3 (см. ниже).
3.Открытие или закрытие крана при неисправности ЭППУ, насоса ручной перестановки и наличииимпульсного газа (с применением РВД):
проверить положение переключателя режима работы насоса (установить в полож. «Дист»);
рукав высокого давления (РВД) подключить к стояку импульсного газа и штуцеру соответствующего гидроцилиндра (закрытия или открытия);
Примечание: При наличии газовых полостей в гидроцилиндрах газ необходимо подать в соответствующую газовуюполость, априихотсутствии – в соответствующую масляную полость.
плавно открыть кран импульсного газа и подать газ в соответствующий гидроцилиндри переставитькран;
по достижении крайнего положения крана перекрыть импульсный газ и сбросить давление из гидроцилиндра через продувочный вентиль РВД.
4.Открытие или закрытие крана при неисправности ЭППУ, насоса ручной перестановки и отсутствии импульсного газа(с применением насоса аварийной перестановки):
закрыть кран отбора импульсного газа (со стояка, местные отборы) и стравить газ;
переключатель режима работы насоса установить в промежуточное положение (например, между «О» и «Д»);
на верхней точке гидроцилиндра подключения маслопроводов открыть воздушники, обозначенные надписями «О» и «З»;
к воздушникамприсоединитьРВДидругой конец соответствующего РВД присоединить к насосу дляперестановки крана, а РВД противоположного гидроцилиндра – в передвижную емкость (а не к штуцерунасоса);
Примечание:
1. Путем размещения емкости с крановом маслом выше насоса обеспечить подпор на всасе насосааварийнойперестановки.
2.Сливкранового масла из гидроцилиндрапроизводитьвпередвижную емкость(а некштуцерунасоса, чтобыисключитьпопаданиевоздухав насос – в случае наличиявоздуха в гидроцилиндре иосуществлятьконтроль работоспособности насоса).
переставить кран насосом до крайнего положения.
Важная информация
Изобретение предназначено для ремонта запорной трубопроводной арматуры. Способ ремонта задвижек, преимущественно клиновых, путем установки с зазором окончательно обработанных седел в расточках корпуса на клеевую самоотверждающуюся композицию с последующей сборкой и отверждением клеевой композиции в сборе. Перед сборкой в расточках корпуса и на седлах нарезают резьбы. Каждое седло выполняют с кольцевым радиальным выступом. После этого седла ввертывают на клеевую самоотверждающуюся композицию в резьбовые расточки корпуса. При этом между кольцевыми радиальными выступами седел или торцами седел и корпусом устанавливают упругодеформируемый элемент. Это позволяет ввертываемому седлу самоустанавливаться по клину, а один упругодеформируемый элемент обеспечивает выборку всех зазоров, что повышает герметичность соединения седел с корпусом. Такое выполнение снижает трудоемкость и повышает надежность ремонта задвижек. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроительной промышленности, в частности к ремонту трубопроводной арматуры. Известен способ восстановления уплотнительных полей затвора, заключающийся в наплавке твердого нержавеющего сплава непосредственно на корпус и клин арматуры с последующей мехобработкой и притиркой (см. А.Ф.Понгильский. Слесарь по ремонту трубопроводов и пароводяной арматуры. М.: Высшая школа, 1973). Данный способ достаточно трудоемкий, требует специальной, точной и сложной оснастки. Известен также способ ремонта клиновых задвижек (см.а.с. 310078), заключающийся в установке в зазором в расточенных канавках корпуса и клина окончательно обработанных, например, металлических колец на самоотверждающуюся композицию с последующей сборкой клина и корпуса, выдержкой в сборе до отверждения композиции. К недостаткам данного способа следует отнести возможность неполного прилегания уплотнительных колец корпуса и клина друг к другу (а значит отсутствие герметичности) и невозможность самоустановки в случае отсутствия бокового зазора между кольцом и канавкой. А в случае выполнения данных зазоров достаточными для самоустановки колец, возможно выдавливание самоотверждающейся композиции до начала ее полимеризации, а значит отсутствие упругого поджатия колец друг к другу, что также приводит к потере герметичности или появлению неполного контакта колец с клеевой композицией, что снижает надежность соединения. Причем данный способ не применим к задвижкам с ввертными седлами (см. Д.Ф.Гуревич. Расчет и конструирование трубопроводной арматуры. Л.: Машиностроение, 1969, рис. 129-131). Задача изобретения - снижение трудоемкости и повышение надежности ремонта. Технический результат достигается тем, что уплотнительные поля клина и ввертных седел механически обрабатывают "как чисто", т.е. со снятием минимального припуска до исчезновения следов износа, производят притирку уплотнительных полей как седел корпуса, так и клина, производят нарезку резьбы на седлах в расточках корпуса, после этого ввертывают на клеевую самоотверждающуюся композицию в резьбовые расточки корпуса, при этом между кольцевыми радиальными выступами седел или торцами седел и корпусом устанавливают упругодеформируемый элемент. Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг. 1 изображена клиновая задвижка с ввертными седлами на разрезе, на фиг. 2 - вид А на фиг. 1, вариант, на фиг. 3 - вид А на фиг. 1, вариант. В корпусе 1 установлены на резьбу 2 седла 3 с зазором 4, в котором помещена самоотверждающаяся композиция 5, ограниченная упругодеформируемым элементом 6 или 7, установленным между корпусом 1 и кольцевым радиальным выступом 8 или торцем 9 ввертного седла 3, уплотнительное поле 10 которого взаимодействует с уплотнительным полем 11 клина 12. После разборки седла 3 очищают от грязи, обрабатывают уплотнительные поля "как чисто" и притирают, нарезают резьбу седла и расточки корпуса или прослабляют уже имеющуюся резьбу с зазором, достаточным для самоустановки, затем также "как чисто" обрабатывают уплотнительные поля 11 клина 12 и притирают их. После чего покрывают резьбу седла 3 самоотверждающейся композицией 5, устанавливают упругодеформируемые элементы 6 или 7 и ввертывают седло 3 в корпус 1, после этого заводят клин 12 в корпус 1 с учетом перекрытия уплотнительных полей клина и седла, обеспечивающих герметичность изделия, и оставляют в сборе до самоотверждения. Задвижка готова к эксплуатации. В зависимости от степени износа уплотнительных полей седел 10 и клина 11 устанавливают на упругий элемент 6 одно или два седла. Таким образом, минимальная механическая обработка "как чисто", притирка четырех полей, нарезание резьб - таков объем механической обработки предлагаемого способа, что значительно меньше известных аналогов. Зазоры в сопряжении позволяют ввертному седлу самоустанавливаться по клину, а один упругодеформируемый элемент позволяет выбрать все зазоры в уплотнениях.
Формула изобретения
Способ ремонта задвижек, преимущественно клиновых, путем установки с зазором окончательно обработанных седел в расточках корпуса на клеевую самоотверждающуюся композицию с последующей сборкой и отверждением клеевой композиции в сборе, отличающийся тем, что перед сборкой в расточках корпуса и на седлах нарезают резьбы, причем каждое седло выполняют с кольцевым радиальным выступом, после этого седла ввертывают на клеевую самоотверждающуюся композицию в резьбовые расточки корпуса, при этом между кольцевыми радиальными выступами седел или торцами седел и корпусом устанавливают упругодеформируемый элемент.
Похожие патенты:
Данное изобретение касается запорного клапана, содержащего корпус (1), два кольцевых уплотнения (20), расположенных в этом корпусе (1), и два расположенных между этими кольцевыми уплотнениями (20) шиберных диска (12), которые с помощью исполнительного устройства (7) могут приводиться в контакт с обоими кольцевыми уплотнениями (20). Согласно изобретению предлагается каждый шиберный диск (12) на его обращенной к другому шиберному диску (12) стороне снабдить углублением (28), в котором находится соответствующий нажимной сухарь (22а, 22b), причем каждый нажимной сухарь (22а, 22b) на своей обращенной к другому нажимному сухарю стороне имеет выемку (34, 37), при этом обе выемки (34, 37) вместе образуют пространство (40), в которое помещен пакет (23) тарельчатых пружин, содержащий несколько тарельчатых пружин (41) с первой упругой силой и первым ходом каждой пружины и несколько тарельчатых пружин (42) со второй упругой силой и вторым ходом каждой пружины, причем первая упругая сила пружины больше, чем вторая упругая сила пружины, а первый ход пружины меньше, чем второй ход пружины. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройству параллельной трубопроводной задвижки с выдвижным шпинделем, и может применяться в качестве оборудования трубопроводов различного назначения. Задвижка состоит из корпуса 1 со щеками 2, выдвижного шпинделя 3, прикрепленного к нему клинового распорного элемента 4, затворных дисков 5, крышки 6 с сальниковым узлом 7. На корпусе 1 выполнены верхние упоры 8, а на задних скошенных поверхностях затворных дисков 5 выполнены фигурные (в нашем случае Т-образные) пазы. На боковых поверхностях клинового распорного элемента 4 выполнены ответные выступы к Т-образному пазу. В нижней внутренней поверхности корпуса 1 размещены нижние упоры 9 для ограничения вертикального движения вниз затворных дисков 5. Для создания дополнительного усилия поднятия клинового распорного элемента 4 и предотвращения преждевременного поднятия затворных дисков 5 в клиновом распорном элементе 4 размещены пружины 10 с толкателями 11, а на задних поверхностях затворных дисков 5 прикреплены упоры 12 для толкателей 11. Изобретение направлено на повышение надежности работы за счет пониженного износа уплотнений при одновременном упрощении конструкции и повышении ее технологичности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к машиностроительной промышленности, в частности к ремонту трубопроводной арматуры
Необходимость обслуживания задвижки — это её основной недостаток, а вот возможность ремонта, является одним из основных достоинств.
Возможные неисправности и методы их устранения
Неисправность |
Устранение |
|
Негерметичное перекрытие потока |
Дефекты контактирующих поверхностей затвора и корпуса. (накипь, раковины, царапины) |
Притирка уплотняющих поверхностей на затворе и в корпусе. Как правило, контактирующие поверхности выполнены из бронзы. Для этого необходимо демонтировать крышку, извлечь затвор, а при необходимости и корпус. Шлифовку выполняют алмазными пастами различной зернистости с постепенным переходом от крупной к мелкой. Следует иметь в виду, что в клиновых задвижках после нескольких притирок, затвор просаживается, что приводит к нарушению герметичность даже при шлифованных поверхностях клина. |
Течь из под сальника по штоку |
Не уплотнён шток |
Подтянуть сальники, а при необходимости заменить сальниковую набивку. Если после замены сальника течь устранить не удалось, вероятнее всего в штоке образовались коррозионные раковины и его придётся наварить или заменить. |
Маховик невозможно повернуть |
Затвор заклинило |
Возникает в задвижках лишённых внимания со стороны обслуживающего персонала и открываемых реже чем раз год. Причина — накипь на уплотняющих поверхностях. Снять верхнюю крышку задвижки и очистить уплотняющие поверхности диска и корпуса. При необходимости выполнить притирку трущихся поверхностей. Не допускается стучать по штоку, так как может быть сорвана направляющая гайка. |
Маховик вращается, но задвижка не открывается |
Обрыв затвора "упали щёчки" |
В задвижках с выдвижным шпинделем эта проблема появляется при износе "кулачка" штока удерживающего затвор или если была сорвана резьба на гайке направляющей шток. Если проблема со штоком его следует заменить или наварить стёршийся "кулачок.". Стёршуюся направляющую гайку следует заменить, если это позволяет конструкция задвижки. В задвижках с невыдижным штоком, затвор может упасть при износе гайки зафиксированной в нём. Для устранения неисправности необходима замена затвора, так как заменить гайку с сорванной резьбой, скорее всего не удастся. |
Запрещается выполнять разборку задвижки находящейся под давлением.
После монтажа из задвижки необходимо удалить воздух, для этого ослабляются болты прижимающие сальник, а после появления капель воды из под сальника болты прижимаются.
С периодичностью раз в месяц выполнить полный цикл, открыть/закрыть, для очистки трущихся поверхностей от небольшого слоя скопившейся накипи или шлама.
Шток задвижек с выдвижным шпинделем держать смазанным.
С периодичностью раз в неделю проверять герметичность сальникового уплотнения штока и при необходимости выполнить его подтяжку или замену. Не допускается замена сальника на трубопроводе находящемся под давлением.
Затвор задвижки во время эксплуатации не должен находится в промежуточном положении. Допускается либо полностью открытое, либо полностью закрытое положение затвора.
Вся вновь устанавливаемая на объектах магистрального нефтепровода отечественная и импортная арматура должна иметь сертификаты соответствия, удостоверяющий соответствие запорной арматуры требованиям Государственных стандартов и нормативных документов России и разрешение Госгортехнадзора России на право выпуска и применения данной продукции.
РНУ (АО) должно осуществлять учет срока службы, наработки и количества циклов работы «закрыто - открыто» арматуры.
Арматура считается работоспособной, если:
Обеспечивается прочность материалов деталей и сварных швов, работающих под давлением;
Не наблюдается пропуск среды и потение сквозь металл и сварные швы;
Обеспечивается герметичность сальниковых уплотнений и фланцевых соединений арматуры по отношению к внешней среде;
Обеспечивается герметичность затвора арматуры в соответствии с паспортом на запорную арматуру;
Обеспечивается плавное перемещение всех подвижных частей арматуры без рывков и заеданий;
Электропривод обеспечивает плавное перемещение затвора, открытие и закрытие в течение времени, указанного в паспорте; обеспечивается отключение электропривода при достижении затвором крайних положений и при превышении крутящего момента допустимого значения на бугельном узле.
При невыполнении любого из этих условий арматура считается неработоспособной и выводится из эксплуатации.
Работоспособность арматуры характеризуется показателями надежности. К показателям надежности относятся: назначенный срок службы арматуры, назначенный ресурс - в циклах «открыто - закрыто», назначенный срок службы до ремонта, вероятность безотказной работы в течение назначенного ресурса.
Неработоспособность арматуры определяется критериями отказов и предельных состояний.
Критериями отказов запорной арматуры являются:
· неустранимая дополнительной подтяжкой потеря герметичности по отношению к внешней среде;
· пропуск среды в затворе сверх допустимого;
· невозможность рабочих перемещений запорного органа (заклинивание подвижных частей) при открытии и закрытии арматуры;
· увеличение времени срабатывания сверх допустимого;
· выход из строя электропривода.
Критериями предельных состояний арматуры являются:
· достижение назначенного срока службы;
· разрушение или потеря плотности основного материала и сварных швов;
· нарушение геометрических размеров сопряженных деталей (вследствие износа или коррозионного разрушения).
При достижении назначенного срока службы запорная арматура подвергается переосвидетельствованию с целью определения ее технического состояния и возможности продления сроков эксплуатации.
Показатели надежности, критерии отказов и предельных состояний указываются в паспортах на арматуру.
Контроль работоспособности и технического состояния арматуры осуществляется внешним осмотром, диагностированием и испытаниями
При внешнем осмотре проверяются:
· состояние и плотность материалов и сварных швов арматуры;
· плавность перемещения всех подвижных частей арматуры и электропривода;
· исправность электропривода;
· герметичность арматуры по отношению к внешней среде, в том числе:
· герметичность прокладочных уплотнений;
· герметичность сальникового уплотнения.
В работоспособном состоянии запорной арматуры пропуск среды через сальниковое и прокладочное уплотнения не допускается.
Техническое состояние задвижки в процессе эксплуатации должен определяться диагностическим контролем. Для определения технического состояния корпуса и сварных швов задвижки применяются акустико-эмиссионный (АЭ), ультразвуковой (УЗК) и другие методы неразрушающего контроля.
Проведение диагностического контроля задвижки совмещают по срокам с капитальным ремонтом, а также осуществляют при выявлении чрезмерных напряжений на патрубках или при возникновении отказов в работе задвижки по критериям предельных состояний. При диагностировании применяются приборы и АЭ датчики и приборы ультразвукового контроля или дефектоскопы.
Диагностический контроль и заключение по его результатам осуществляют специализированные организации, имеющие разрешение Госгортехнадзора России, или специалисты РНУ, ЦБПО при наличии разработанной и утвержденной методики диагностического контроля.
Результаты диагностического контроля (заключение) заносятся в формуляр арматуры или прикладывается к ее паспорту.
Контроль герметичности затвора арматуры в процессе эксплуатации может осуществляться акустико-эмиссионными течеискателями.
На действующих магистральных нефтепроводах арматура также подвергается испытаниям на прочность и плотность материалов и сварных швов, герметичность по отношению к внешней среде, герметичность затвора и работоспособность. Проведение испытания арматуры совмещается по срокам с испытанием нефтепроводов или осуществляется после выполнения капитального ремонта нефтепроводов.
Режим испытания и испытательные давления устанавливаются и зависимости от срока и параметров эксплуатации нефтепроводов согласно нормативным документам, регламентирующим проведение испытаний на действующих нефтепроводах.
- Инструкция по эксплуатации велосипеда Инструкция по эксплуатации велосипеда silverback
- Термостатический клапан: виды и способы установки
- Бамбук комнатный: фото, уход в домашних условиях Выделяют трудности при выращивании этого растения
- Подчеркивающий индивидуальность самшит (буксус): размножение, посадка, уход в домашних условиях и фото