Мытищинский водопровод история. Памятник мытищинской воде
В
конце XIX в. центром общественного самоуправления в первопрестольной были Московская городская дума и Московская городская управа. Согласно законодательству, возглавлял эти две структуры городской голова. Под его руководством члены Управы осуществляли решения Думы, составляли сметы расходов, отчитывались о работе всех отраслей городского хозяйства.
М.К. Геппенер.
Крестовские водонапорные башни.
А оно было немалым: дорожное строительство, транспорт, водопровод, благоустройство, санитарное состояние города. Большие суммы выделялись на социальные программы - общественное призрение, народное образование и здравоохранение. Наиболее яркие периоды в истории московского самоуправления связаны с именами С.М. Третьякова, Н.А. Алексеева, К.В. Рукавишникова, В.М. Голицына, Н.И. Гучкова - ведь круг обсуждаемых проблем и решаемых вопросов во многом зависел от личности городского головы.
Под руководством этих людей, оставивших значительный след в истории Москвы, ярко проявился незаурядный талант архитектора Максима Карловича Геппенера, всю жизнь проработавшего в Строительном совете Московской городской управы. Сферой его деятельности было, в основном, проектирование и архитектурное оформление объектов коммунального хозяйства - водопровода, канализации, трамвайной сети, строительство училищ, гимназий и других зданий общественно-социального назначения. Многие из творений этого талантливого зодчего выдержали испытание временем и сегодня продолжают украшать наш город.
М.К. Геппенер.
Сокольнический полицейский дом.
Максим Карлович Геппенер был ярким представителем так называемого «кирпичного стиля», который получил широкое распространение в русской архитектуре в конце XIX-начале XX в. Несмотря на то, что подобный облик характерен для многих рядовых зданий того времени, в свои творения М.К. Геппенер вносил индивидуальные черты:
М.К. Геппенер.
Машинное здание Главной
канализационной насосной станции.
его постройки пронизаны желанием придать красоту и возвышенность даже утилитарным сооружениям. Например, трудно представить Москву без знаменитой пожарной каланчи в Сокольниках. Высокая стройная башня до относительно недавнего времени служила архитектурной доминантой Стромынской площади. К памятникам промышленной архитектуры специалисты относят производственные корпуса и дома для рабочих Главной канализационной насосной станции у Новоспасского моста. Здания украшены декоративными бойницами, объемными пилястрами и аркатурными карнизами. Но самым масштабным градостроительным проектом Максима Карловича Геппенера стало его участие в реконструкции и создании важнейших сооружений московского водопровода: Мытищинского (1893 г.) и Москворецкого (1903 г.).
Мытищи - село Алексеевское - Крестовская застава
Первый в Москве централизованный водопровод, строительство которого началось в 1779 г. по указу императрицы Екатерины II, не только принес городу чистую воду, но и подарил ему несколько архитектурных шедевров. Изначально, в конце XVIII в., Мытищинский водопровод был устроен следующим образом: чистые грунтовые воды, прошедшие через песчаные слои, собирались из источников в верховьях реки Яузы. Затем вода самотеком по трубам (использовался естественный уклон рельефа от Мытищ до Москвы) поступала в городские фонтаны, откуда ведрами и бочками ее разбирали москвичи.
М.К. Геппенер.
Машинное здание Мытищинской насосной станции.
Северный и западный фасады машинного здания.
Казалось, что запасов мытищинской воды хватит надолго, но дальнейший рост населения города, бурное развитие промышленности в конце 80-х гг. XIX столетия требовали значительного усиления подачи воды в Москву. Эта проблема становилась острее и острее. Вскоре из городского бюджета на реконструкцию водопровода были выделены средства: «… В Мытищах, в двух верстах от станции Ярославской железной дороги, была сооружена водоподъемная станция. Вода поднималась… из колодцев, заложенных на глубине 15 сажен, в машинное здание. Отсюда по трубам она поступала в Алексеевский резервуар, построенный на водоподъемной станции близ села Алексеевское, в двух верстах от Крестовской заставы. Отсюда вода перекачивается в водонапорные резервуары, заключенные в двух Крестовских башнях, а из этих башен с высоты 14 сажен над уровнем земли, вода поступает самотеком в городскую сеть труб»
.
Н.А. Алексеев.
К концу XIX в. все наземные сооружения этого технически сложного инженерного комплекса (в Мытищах, в селе Алексеевском, на площади Крестовской заставы) представляли единый архитектурный ансамбль, в оформлении которого использовались декоративные элементы древнерусского зодчества: шатровые башенки, фигурные наличники, «дыньки» и «ширинки». «Фасады главнейших зданий и архитектурные детальные чертежи для них вырабатывались архитектором М.К. Геппенером»
.
Реконструкция водопровода проводилась в годы правления городского головы, купца 1-й гильдии Николая Александровича Алексеева. При нем Москва богатела, расширялась, развивалась ее инфраструктура. Занимая этот пост, Николай Александрович, как никто другой, сделал для древней столицы многое.«Этот человек не был беспрекословным исполнителем воли государственной администрации, обеспечивая их выполнение. Он видел свои задачи гораздо шире, был истинным творцом и патриотом родного города».
Именно Н.А. Алексеев выделил из собственных средств недостающую сумму на завершение реконструкции Мытищинского водопровода:
М.К. Геппенер. Крестовские водонапорные башни.
Крестовские башни были построены в основном на его личные деньги. Сооруженные в 1892 г. на площади Крестовской заставы, в самом начале Ярославского шоссе, они сразу стали достопримечательностью Москвы того времени. «Снаружи частично облицовано тарусским мрамором… Заняты строения главным образом помещением [в верхнем ярусе] металлических резервуаров, наполненных водой… остальные этажи заняты конторами (техническою и водопроводною), помещением архива, квартирами служащих, в одной из башен устроена ремонтная мастерская водомеров»
. А еще сюда приходила и отсюда отправлялась почта всего московского водопровода. Нарядные, украшенные белыми каменными «кружевами» Крестовские башни символизировали вход в Москву со стороны Ярославля. Путников встречал закрепленный на ажурном мостике образ св. Георгия Победоносца, а уходящих из Первопрестольной провожала икона Божией Матери «Живоносный источник»
М.К. Геппенер.
Запасной резервуар
Алексеевской насосной станции.
Открытие новой водопроводной системы стало большим событием для Москвы. В память о нем в вестибюле запасного резервуара Алексеевской станции была установлена доска из итальянского мрамора с золотым гербом города Москвы, датами 1890-1893 и надписью: «Водопровод сей, снабжающий город Москву Мытищинской водою, сооружен в царствование императора Александра III при Московском Генерал-Губернаторе Великом Князе Сергее Александровиче благодаря неусыпной энергии, заботам Московского Городского Головы Николая Александровича Алексеева и трудами Городского Общественного Управления, высочайше учрежденной Комиссии под председательством Инженера Ивана Федоровича Рерберга, главных инженеров строителей водопровода: Константина Густавовича Дункера, Николая Петровича Зимина, и Александра Петровича Забаева и при содействии архитектора Максима Карловича Геппенера»
.
В Музее Воды сохранились изображения пригласительных билетов на это торжественное мероприятие, которое состоялось 22 августа 1893 г.
Меню завтрака в честь открытия
нового Мытищинского водопровода.
Торжество началось с освящения водонапорных башен у Крестовской заставы… по окончании молебствия все участники с Ярославского вокзала отбыли в Мытищи «Торжество началось с освящения водонапорных башен у Крестовской заставы… по окончании молебствия все участники с Ярославского вокзала отбыли в Мытищи
» , где в присутствии губернатора Москвы А.Г. Булыгина состоялся торжественный молебен с водосвятием. Далее праздничные мероприятия переместились в село Алексеевское. В торжествах приняли участие генерал-губернатор Великий Князь Сергей Александрович с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной и другие почетные гости.
Несмотря на то, что после реконструкции мощность Мытищинского водопровода значительно увеличилась, воды Москве по-прежнему не хватало. Поэтому в начале XX в. городские власти приняли решение строить новый Москворецкий водопровод. И если Мытищинский брал уже очищенные самой природой грунтовые воды, то Москворецкий водопровод забирал воду непосредственно из Москвы-реки в 50-ти верстах выше по течению от города, в районе села Рублева. Здесь же, на Рублевской водопроводной станции, она искусственно, с использованием современных технологий, фильтровалась, после чего насосами по трубам нагнеталась в резервуар на Воробьевых горах. Отсюда, с самой высокой окраины Москвы, вода самотеком поступала в разветвленную сеть городских водопроводных труб. Архитектором нового объекта коммунального хозяйства Москвы опять стал Максим Карлович Геппенер .
Специалисты Москворецкого водопровода
у стен Воробьевского резервуара. Фото нач. ХХ в.
Сохранилась фотография инженеров и строителей Москворецкого водопровода, стоящих на фоне мемориальной доски, водруженной на фасаде наземного павильона Воробьевского резервуара. На ней высечены слова: «Водопровод сей, снабжающий город Москву Москворецкою фильтрованную водою, сооружен в царствование Государя Императора Николая II при московском генерал-губернаторе великом князе Сергее Александровиче и при московском городском голове князе Владимире Михайловиче Голицыне трудами городского Общественного Управления и Высочайше утвержденной Комиссии под председательством инженера Ивана Федоровича Рерберга, главных инженеров Николая Петровича Зимина и Константина Павловича Карельских, производителей работ: инженеров Ивана Михайловича Бирюкова, Николая Аркадьевича Кузьмина, Александра Петровича Забаева и архитектора Максима Карловича Геппенера».
В розетке над текстом был изображен Георгий Победоносец (герб Москвы) с парящей над ним императорской короной.
М.К. Геппенер.
Рублевская водопроводная станция.
Водоприемник.
Интересно, что образ этого святого, как вы помните, украшал Крестовские башни. Эта же икона до 1917 г. находилась и на Рублевской станции, на выходящем на Москву-реку фасаде водоподъемного здания.
Для строительства резервуара на Воробьевых горах было выбрано одно из красивейших мест города. В свое время архитектор А.Л. Витберг начинал здесь сооружать Храм Христа Спасителя. Участник строительства Москворецкого водопровода инженер И.М. Бирюков пишет в своем дневнике: «При вырытии котлована под этот резервуар были найдены остатки (печные изразцы) сгоревшего дворца Ивана Грозного, а по откосам Москвы-реки - части фундамента предполагавшегося к постройке Храма Спасителя»
. Если производственные корпуса Мытищинского водопровода и Рублевской станции построены из кирпича, то Воробьевский резервуар был облицован мрамором и серым гранитом.
М.К. Геппенер.
Павильон над Воробьевским резервуаром.
В журнале Высочайше утвержденной Комиссии по надзору за устройством нового водопровода в Москве от 8 августа 1901 г. есть такая запись: «Павильон над… камерами проектируется архитектором М.К. Геппенером… над камерами делаются открытые… террасы. Перед глазами входящих будет находиться громадный водоизлив из четырех водоводов, подающих из Рублева 14 миллионов ведер москворецкой воды в сутки. … Площадка между входом в резервуар и откосом [реки] может быть обращена в цветник, который может войти… в общий план благоустройства Воробьевых гор, как готовое здание. На этом цветнике может быть поставлен фонтан»
. Заглядывая в прошлое из сегодняшнего дня, не перестаешь удивляться тому, как строители, инженеры и архитекторы того времени ответственно относились к своей работе - они задумывались над тем, чтобы Воробьевский резервуар не портил, а украшал одно из любимых мест гуляния москвичей!
М.К. Геппенер. Проект Крестовских башен.
Навершие крыши. Дверная решетка. Переходной мостик.
Многие здания, построенные архитектором М.К. Геппенером, существуют и поныне. Более того, часто они продолжают служить людям, выполнять те же функции, которые были заложены в них более 100 лет назад! Это суверенностью можно сказать об учебных заведениях, построенных этим зодчим. У московского водопровода и других объектов коммунального хозяйства, в силу развития научно-технического прогресса - другая судьба, но все-таки… Продолжает работать один из старейших в нашей стране водопроводов в Мытищах: он доставляет воду в Старые Мытищи, Перловку, Тайнинку и другие районы города. В 1903 г. на Алексеевской водокачке был налажен выпуск водомеров немецкой фирмы «Майнике», а с 1938 г. на ее территории разместился завод «Водоприбор». Как и 100 лет назад, Рублевская водопроводная станция продолжает исправно поставлять чистую воду современному мегаполису. Воробьевский резервуар сохранился до наших дней - он находится недалеко от смотровой площадки. В здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и Пожарная часть № 12.
С 1896 г. в одной из Крестовских башен размещался Музей московского городского хозяйства - предшественник современного Музея Москвы (в 1925 г. его экспозицию перевели в помещения Сухаревой башни, которая тоже некогда входила в систему Мытищинского водопровода), но назывался он теперь Московский коммунальный музей.
Разрушение Крестовских башен.
В 30-х гг. XX в. Ярославское шоссе расширялось в сторону строящейся Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки. Этому процессу мешали Крестовские и Сухарева башни. В 1934 г. группа деятелей культуры, узнав о намерении снести Сухареву башню в целях расширения проезжей части, обратилась лично к Сталину с просьбой отменить это решение. От «вождя народов» последовал ответ следующего содержания: «Тт. Щусеву, Эфрону, Жолтовскому и другим. Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достойные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня. Жалею, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможности в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас (И. Сталин)» .
Спасти от разрушения уникальный памятник архитектуры Петровской эпохи не удалось. Та же печальная участь постигла и Крестовские башни - они были разобраны в 1939 г.
Елена Винничек
Мытищинский водопровод является первым водопроводом в России, который провели из пределов г. Мытищи в Москву в 1779-1804 гг. Его происхождение относится к временам императрицы Екатерины 2 , когда река Москва уже была не годна для использования, так как была грязной, из-за сточных вод фабрик. А одна бочка воды стоила тогда 50 копеек, что было очень дорого. Все это привело к тому, что Екатерина 2 издала указ в 1779 году генералу-поручику Ф.В. Бауэру построить водопровод в Москве. В долине Яузы местность была низкая, а Москва стояла на семи холмах.
По одному преданию Бауэр и инженер Герард придумали построить Акведук. По другому преданию Екатерина 2, будучи в Москве, совершая паломничество в Лавру и сделав остановку в Мытищах, заметила, что там очень хорошая ключевая вода и велела подвести ее к Москве. Также говорят, что вода та обладала особым вкусом Громового ключа, который возник от удара молнии.
Людей собралось на строительство Акведука огромное количество. Командующий Московским воинским гарнизоном князь Волконский должен был ежедневно выделять на строительские работы по 400 солдат.В 1783 году строительство подземной галереи перешло к дивизионному квартирмейстеру Логину Герарду, а водяные работы перепоручили генералфельдмаршалу З.Г.Чернышову, так как Бауэр умер. В 1787 году началась Русско-Турецкая война, из-за которой строительство прекратилось на 11 лет, а после ещё 7 лет мост достраивался. Всего потребовалось на строительство моста 25 лет, прежде чем народ заликовал «Пей, Москва». Сам белокаменный мост состоит из 21 арки длиной 356 м, несущий канал водовод шириной 0,9 м, высотой 1,2 м.
28 ноября 1804 года мытищинская вода пришла в Москву. Водопровод был самотечный и использовал естественный уклон от Москвы до Мытищ на которой находились два разборных бассейна. Вода перетекала по специальному кирпичному лотку и для пользования выходила из чугунного водоёма диаметром 22 дюйма через два фонтана, устроенных на его пути, и вертикальную трубу или «припорный столб» в конце пути.
Через некоторое время после открытия водопровода, произошел конфуз: текущая по подземному кирпичному водоводу, а затем по Ростокинскому акведуку мытищинская вода до города не доходила – в подземные галереи натекала вода от Сокольнических ключей. Разгадка являлась в том, что строители моста надеялись на то, что дерево, постоянно лежащее в воде, не гниёт и из-за этого основание кирпичной галереи они устроили на дубовых брусьях. Из-за того, что галерея строилась долго, дубовые брусья сгнили, и кирпичная кладка просела, а мытищинская вода стал утекать сквозь трещины и провалы. В 1826 году кирпичная галерея полностью провалилась, и водопровод прекратил своё существование. Ремонт шёл 4 года, а после в Москву пришла уже настоящая Мытищинская вода.
Общая стоимость работ по строительству первого в Москве водопровода составляет 4 183 000 рублей. Поэтому его и стали называть миллионным мостом», и ближнюю ему улицу в тогдашнем селе Богородском называли Миллионной.
В настоящее время Мытищиские ключи уже давно не поят жителей Москвы, хотя сам водопровод ещё существует. В самой Москве память о первом водопроводе хранит Ростокинский акведук, который Екатерина 2 в 1785 году назвала самой лучшей постройкой в Москве.
Источники информации.
Для начала парочку легенд.
Легенда 1-я про Громовой ключ. Якобы во время страшной грозы во второй половине 18-го века ударила молния в землю и забил из этого места водяной фонтан высотой 3 метра. Случилось это неподалёку от того места, где сейчас находятся остатки села Большие Мытищи. А поскольку молния сопровождается громом, ключ этот назвали Громовым. Может потому, что Молниевый - это как-то не по-русски. И вроде даже учёные подтвердили, что молния, действительно, могла пробить слой глины, удерживающей воду, и знаю я, что вода "притягивает" небесное электричество, всё равно сомнения меня не покидают. Местность там равнинная, оврагов нет, и каким образом мог поучиться фонтан высотой 3 метра - не понимаю. Ну да ладно, легенды они на то и легенды, чтобы было красиво. Ключ есть, вода есть.
Легенда 2-я. Ехала как-то Екатерина II в Троице-Сергиеву лавру. И захотелось ей пить. И поднесли ей крестьяне водички вкусной мытищинской. И так понравилась ей эта вода, что повелела она построить водопровод для снабжения Москвы вкусной мытищинской водичкой. Здесь тоже есть вопросы. Цари-императоры наши в придорожных забегаловках не питались и не поились, так как боялись, что их отравят, и воду питьевую возили с собой. Но в нашем случае по традиционному российскому разгильдяйству бочка с водой где-то подотстала, а императрицу поить надо во избежание гнева. Так вот и возник бренд "Мытищинская вода". Ну и местный народец начал делать на этом бренде свой маленький бизнес - поить жаждущих водичкой и чайком.
Многое делалось для поддержания этого самого бренда. Вплоть до того, что городская администрация заказала Перову картину на тему "Чаепитие в Мытищах"
Возможно, что и чайные короли Перловы тут подсуетились - хорошая реклама!
2. И герб Мытищ посвящён воде и водопроводу.
Ну а теперь от легенд предлагаю перейти непосредственно к водопроводу.
Итак, первый водопровод построен по указу Екатерины II в 1779-1804 годах и назван в её честь Екатерининским. Водопровод питался из 43 ключевых бассейнов и представлял из себя кирпичную галерею длиной 22 версты. Вода шла самотёком до водоразборного бассейна на Трубной площади с отводом к Кузнецкому мосту. Проектная производительность составляла 300 тысяч вёдер в день, по факту до конца доходило 40 тысяч вёдер. Металлические трубы тогда делать ещё не умели, промышленных гидроизоляционных материалов тоже ещё не было, поэтому большое количество воды просто фильтровалось сквозь кирпичную кладку. Перепад высот по длине водопровода составлял всего 44 метра, т.е. 2 метра на версту. Задачка выдержать равномерно уклон при том, что приходилось пересекать естественные преграды, была весьма непростой. Задачку эту решал военный инженер Фридрих Бауэр, а после его смерти - инженер Иван Герард. На строительстве трудились в основном солдаты. Когда началась русско-турецкая война, солдат отправили на фронт и стройка затормозилась.
Фрагментов галереи осталось очень немного. Уже в недавние времена при расширении МКАД уничтожен переход через Ичку, при реконструкции Ярославского шоссе фрагмент галереи в районе моста через Яузу, участок в Мытищах при реконструкции теплотрассы.
3. Схема верхней части первой нитки.
Дорогу на Громовой ключ, с которого всё начиналось, мне показали, но тропы в лесу ещё не просохли, и пришлось отложить его посещение на потом.
4. Но удалось посмотреть мостик через водоотводный канал.
С виду обычный мост через канаву. По нему проходит асфальтовая дорога, ездят автомобили. И, если не знать, что там внизу, то и внимания на него не обратишь. Что я, собственно, неоднократно и делал.
5. А внизу - кладка 1779-го года.
На мой взгляд, кладку подновляли в более поздние времена. Но, тем не менее, качество кирпича позволяет этому мостику стоять больше 200 лет.
6. Вверху можно заметить своего рода сосулечки.
Но, на самом деле, это самые настоящие сталактиты, только маленькие.
7. А это водоотводной канал.
8. Водосборный бассейн № 12, вернее его остатки. На схеме он есть.
9. А лучше всего, конечно сохранилась та часть водопровода, которая проходила по Ростокинскому акведуку.
Строить начали при Екатерине II, закончили при Павле I, а при Николае I уже потребовалась серьёзная реконструкция. Вот только Александр I руку свою императорскую не приложил. Да ладно. ему простительно - он с Наполеоном воевал, ему не до водопровода было.
Так вот - самой слабое место оказалось в Сокольниках - там галерея проходила под землёй и вода с болота просачивалась в водопровод, что серьёзно ухудшало качество мытищинской воды.
10. В Сокольниках я видел только это болото.
Мало того, галерея в районе Сокольники - Красное село вообще обвалилась, перекрыв подачу воды.
В связи с этим решили в селе Алексеевском построить водоподъёмную станцию с двумя паровыми машинами.
11. Это как раз недалеко от акведука.
И от Алексеевского уже провели водоводы в Кремль, Воспитательный дом, бани, театр. Кстати, сохранившийся фонтан у Большого театра - часть той самой водораздаточной системы. Другие фонтаны располагались на Лубянке, Сухаревке, Варварке, Никольской, Александровском саду. А остался только один - у Большого.
Но и этого Москве не хватало, а чистая вода нужна была ибо чума и холера в грязной-то водичке очень хорошо себя чувствовали. И при Александре II затеяли ещё одну реконструкцию.
Увеличили мощность насосов в Алексеевском, от Мытищ до Москвы положили чугунные трубы. В трубы вода подавалась насосами, для этого установили две паровые машины в Мытищах.
12. Если выйти из ворот водонасосной станции и пойти прямо, можно разглядеть следы бывшей прямой дороги в Мытищи.
Скорее всего, вторая нитка шла именно по этому месту.
Дорога ушла под воду когда в 1970-е уровень воды в Яузе подняли и образовался обширный водно-болотный комплекс. Сделано это было чтобы затопить торфяные выработки и видимо после горячего лета 1972-го года. Тогда, как и в 2010-м горели торфяники по всему центру страны.
Говорят, что по этой дороге можно и сейчас пройти в болотных сапогах, но она с тех пор сильно заросла, а продираться через кусты удовольствие ниже среднего. В Викимапии это место обозначено как старая дорога.
13. В 1890-1900 годы была построена новая нитка водопровода, и пошла она по другому маршруту. От станции её повели на запад, и пересекала Яузу она в месте, с которого велась съёмка.
Новый водопровод состоял уже из чугунных труб диаметром 600мм. Вода в него подавалась под давлением, создаваемым насосами, приводимыми в действие паровыми машинами.
14. В Москве конечной точкой были две водонапорные башни на Крестовской площади - в самом начале Ярославского шоссе.(фото из Википедии)
От этих башен вода самотёком поступала потребителям. Производительность водопровода была уже 1,5 млн вёдер в сутки по каждой из двух труб. Авторы проекта Зимин, Забаев, Дункер.
15. Вот этот мост, названный Чугунным.
Когда в 1937-м году был построен канал им. Москвы и Восточный водопроводный канал, (
) проблема со снабжением Москвы водой была решена и Мытищинский водопровод потерял своё значение. Крестовские башни были разобраны в 1939 году при расширении Ярославского шоссе.
В следующей, заключительной части рассказа сходим на сохранившуюся водонасосную станцию, основные здания которой построены тем же архитектором, который строил Крестовские башни - Максимом Карловичем Геппенером.
Часть 1.
Часть 2. Водопровод.
Часть 3. Водопроводная станция.
Все рассказы о первом московском водопроводе начинаются с истории его строительства, и в сети можно без труда найти множество статей, где в различных вариациях повторяется один и тот же набор фактов . Из доживших до наших дней сооружений, относящихся к первому водопроводу, упоминают Ростокинский акведук, обычно этим все и заканчивается. Когда мы с Алексом в 2012-м году пытались найти участки подземной галереи Екатерининского водопровода, не было практически никакой достоверной информации, сохранилась ли она хотя бы где-нибудь. Это и неудивительно, ведь галерея была построена больше двухсот лет назад, а использовалась по назначению совсем недолго. На pastvu можно найти фото более чем столетней давности, на котором запечатлен раскопанный фрагмент галереи, уже на тот момент это был вполне себе исторический артефакт:
Конечно, от почти 20-километрового сооружения наверняка должно было остаться немало фрагментов, скрытых под землей и, вероятно, не имеющих доступа с поверхности. Однако тогда Алексу все же удалось точно привязать старую карту к современной, и таким образом мы нашли люк, на который при любых других обстоятельствах не обратили бы никакого внимания. Под этим люком обнаружился примерно трехметровый кусок галереи, засыпанный с обеих сторон, и замытый грунтом почти под самый свод. Это была практически невероятная находка, но тем не менее она показывала, что в таком же состоянии скорее всего будут и иные фрагменты, если мы их вообще найдем. Тогда мы прошли по поверхности почти над всей трассой галереи, в некоторых местах проследить ее было весьма проблематично. Например, на территории парка "Сокольники" в начале 20-го века еще сохранялась "трубная дорожка", сейчас от этой просеки не осталось и следа:
Ирония судьбы заключается в том, что во время тех поисков мы видели один из лазов в сохранившийся участок, но в силу его специфичности даже не поняли этого. В итоге мы ограничились найденным трехметровым кусочком и прекратили поиски. В 2013-2014 годах на территории Мытищ началось строительство в районе сохранившегося подземного участка галереи, что могло привести к окончательному разрушению и этого немногого оставшегося. Спасибо местным краеведам, в частности Дмитрию Николаевичу Гурьянову, которые приложили немало сил к информационному освещению этой проблемы. В 2014 году вышел репортаж о Екатерининском водопроводе, но мы с Алексом конечно же упустили его из виду. Возможно, мы так и не узнали бы о нем, но несколько дней назад korbi опубликовала этот репортаж в своей группе вконтакте. Из репортажа стали понятны общие для сохранившихся участков детали, а в первую очередь конечно же сам факт того, что такие участки вообще есть, ну или как минимум еще совсем недавно существовали. Всё это дало немало пищи для размышлений, и вскоре мы с Алексом и Лизой нашли спуск в один из участков, хотя до последнего момента и были сомнения в его сохранности. Помимо огромного энтузиазма от самого факта находки, это принесло недостающие детали в общую картину, и дальнейшее было уже делом техники.
1. Размер галереи примерно 90х135 см. С учетом того, что местами в ней наносы грунта, а также проложены трубы, пространства для маневров там немного.
2. Строение галереи на всем протяжении одинаковое, но по пути попадаются различные элементы, вносящие разнообразие в пейзаж.
3. Один из оригинальных колодцев с завалом мусора под ним. Пробираться там весьма непросто, это развлечение явно не для полных и не для страдающих клаустрофобией. На фото Алекс .
4. Галерея сохранилась фрагментарно, доступные участки заканчиваются завалами.
5. Очень красивая кирпичная кладка.
6. Какая-то проводка советских времен на стене.
7. Очередной элемент визуального разнообразия.
Несмотря на сохранность участка, строительные работы и раскопки добавили новые пробоины в своде, и галерея постепенно замывается песком. Для сравнения приведу фото, снятое краеведами в 2013-м или 2014-м году:
8. В настоящее время это место выглядит уже вот так, не сказать что замыло очень сильно, но разница очевидна.
9. Участок с более темным кирпичом.
10. Кое-где сквозь кладку проросли корни деревьев.
11. В контрсвете корешки выглядят особенно красиво.
12. Лиза и корешки.
13. В оригинальных колодцах отсутствуют скобы, спускаться и подниматься пришлось по веревочной лестнице.
14. В одном месте виден кирпичный пол.
15. Очередной завал в конце участка.
Спасибо всем участникам этого исследования! Очень интересный и подробный отчет
Екатерина II , любившая, впрочем, Москву гораздо больше Петра I, повелела строить здесь первый в империи городской водопровод, выделив на него 1 млн. 100 тыс. рублей и 400 солдат для работ на строительстве ежедневно. В городе на Неве водопровод появился лишь спустя много лет после строительства нынешнего юбиляра - Мытищинского водопровода.
Поручила императрица столь ответственное дело талантливому инженеру генерал-поручику Фридриху Вильгельму Бауэру (в России его звали Федор Васильевич), возглавлявшему гидравлический корпус.
Изыскательские работы возглавляемая им комиссия проводила несколько лет и закончила лишь к 1779 году. Члены комиссии обследовали многие родники в Москве и ее окрестностях. Решено было остановиться на ключах близ села Большие Мытищи к северу от города. Вода в них была отменного качества, частью, бившая наружу из земли, а частью, добываемая из не слишком глубоких колодцев. Было принято во внимание и то, что рельеф местности позволял мытищинской воде достигнуть места предназначения самотеком...
Строительство водопровода в Москве начал тоже Бауэр. Но, несмотря на царские Указы, сооружение водопровода шло медленно - больше 25 лет! Один раз оно и вовсе было прервано почти на 10 лет: Россия воевала с Турцией, и все солдаты-строители были отправлены в действующую армию. К тому же и с деньгами у государства стало не густо - война дело дорогое... Закончить постройку Бауэр не успел, и начатое им дело завершили другие. Однако генерал-поручик остался в истории России как первый строитель городского водопровода.
За это время успел умереть не только генерал-поручик Бауэр. Закончился блистательный "век Екатерины", пролетело короткое царствование ее сына Павла Петровича, а на престоле утвердился император Александр Павлович, по прозвищу Благословенный... Но к чести всех правителей России, они не только подтверждали очередным Указом необходимость окончания строительства Московского водопровода, но и давали на это деньги. В 1797 году Павел I (хотя и не любил маменькиных начинаний) отпустил "на водопровод" 400 тыс. рублей, а в 1802-1803 годах Александр I добавил на "окончание работ" еще 200 тыс.
Заканчивал строительство водопровода (с 1783 года) инженер И.К.Герард - полковник Генштаба, отец знакомого жителям Юго-Запада Москвы владельца усадьбы Большое Голубино.
Для сбора ключевых и грунтовых вод в Мытищах было устроено 43 бассейна глубиной около 2 м, огражденных кирпичными стенами и покрытых деревянными крышами. Вода текла до города самотеком по кирпичной галерее длиной 19 верст (1 верста- 1,067 м), шириной 3 фута (около 1 м) и высотой 4,5 фута (1,5 м).
Водопровод проходил мимо села Алексеевское , где в то время стояли еще руины путевого дворца царя Алексея Михайловича, через Сокольническую рощу, Каланчевское поле, а оттуда - к Трубной площади, где был построен специальный водоприемный бассейн. От него чугунные трубы доставляли мытищинскую водичку к водоразборным колодцам. Дважды водопровод пересекал русло реки Яузы. Один раз это было сделано с помощью чугунных труб, уложенных по дну реки, а во втором случае в районе села Ростокино (в конце нынешнего проспекта Мира) был построен специальный мост-акведук. Мытищинская вода "перетекала" Яузу по кирпичному лотку, выложенному свинцом и устроенному в верхней части акведука. Любопытно, что в те времена Ростокинским акведуком этот мост называли только в официальных документах, а в народе он получил название Миллионного моста . Получилось так потому, что сумма, потраченная на строительство Мытищинского водопровода и акведука в том числе, поражала воображение тогдашних москвичей: почти 2 млн. рублей! Этот мост, сохранившийся до наших дней, очень красив и напоминает сооружения, дошедшие до нас из времен Древнего Рима: он имеет 21 арку, его длина 356 метров. Сейчас это лишь памятник архитектуры и истории.
В 1826-1835 годах было проведено усовершенствование Мытищинского водопровода.
К этому времени кирпичная галерея местами просела и обветшала, а кое-где даже обвалилась. Из-за трещин в систему водопровода стала попадать грязь, по дороге терялось много чистой мытищинской воды.
В течение 7 лет работы выполнялись по указу императора Николая I инженером-полковником Н.И.Янишем , занимавшим тогда должность начальника Управления путей сообщения России. За это время была отремонтирована кирпичная галерея, а в селе Алексеевском построена водокачка с паровыми машинами Уатта. Два насоса, приводимые в движение паровыми машинами, перекачивали мытищинскую воду по чугунному трубопроводу в огромный бак вместимостью около 5 тыс. ведер, установленный на втором этаже Сухаревой башни . Превратившись в водонапорную, башня исправно несла эту "водопроводную службу" целое столетие.
Тогда же по проекту Яниша были построены первые водоразборные фонтаны в городе в центральной части города. Каждый из этих фонтанов получил не только собственное оформление, но и собственное имя. Фонтан, расположенный рядом с Сухаревой башней, стал называться Шереметевским (его можно увидеть на картине А. Васнецова "У водоразборного фонтана на Сухаревской площади"). Второй стал Никольским (на Лубянской площади); третий - Петровским (на нынешней Театральной площади), четвертый - Воскресенским (около Александровского сада), а пятый - Варварским (нынешняя станция метро "Китай-город"). До наших дней сохранились два из них. Петровский фонтан стоит там, где его поставили - на Театральной площади, за памятником Карлу Марксу, а фонтан Лубянский, работы знаменитого скульптора Витали, перенесли к бывшему Нескучному дворцу, который нынче занимает Президиум Российской Академии наук.
Сейчас фонтан - услада и отрада в жаркий летний день. А в старину московские фонтаны, устроенные по трассе Мытищинского водопровода, несли еще и хозяйственные обязанности. Фонтаны, устроенные при водоразборных бассейнах, служили источником питьевой воды для половины Москвы. Жители близлежащих домов разносили мытищинскую воду из фонтанов в ведрах, висевших на коромыслах, а жителям отдаленных районов воду доставляли в бочках, погруженных на телеги, московские водовозы. Делали они это не "за так", а за деньги, что было не всякому москвичу по карману. А вот за воду, взятую в "малые посуды", денег не брали.
Бывало, некоторые водовозы впрягались в тележку вместо лошадей сами. Помните картину художника В. Перова "Тройка"? Двое мальчишек и девочка тянут от Трубной площади (где был водоразборный фонтан Мытищинского водопровода) вверх по зимнему Рождественскому бульвару санки с наполненной водой бочкой. Некоторые носили воду на себе и назывались водоносами. В конце XIX века в Первопрестольной трудилось около 6-6,5 тыс. конных водовозов и почти 3 тыс. водоносов с санками и тележками.
Когда XIX век перевалил за половину, то оказалось, что старый московский водопровод снова "нуждается в улучшении", которое и было произведено бароном А.И. Дельвигом в 1853-1858 годах.
Андрей Иванович Дельвиг - двоюродный брат пушкинского друга, барон, генерал-лейтенант, сенатор, талантливейший инженер, автор первого русского "Руководства к устройству водопроводов". Формулы, выведенные бароном в этой книге, используются по сей день. Портрет А.И. Дельвига, принадлежащий кисти И.Е. Репина, находится в собрании Третьяковской галереи. Многие годы он состоял инженером по особым поручениям при главноуправляющем корпусом путей сообщения графе Клейнмихеле, занимался строительством мостов, шоссейных и железных дорог, гидротехнических сооружений. При его участии построены 32 железные дороги общей протяженностью 11 тыс. верст! Он основал в Москве железнодорожное училище, купив для него на свои средства дом. Дельвиг - автор проектов соединения рек Москвы и Волги, а также Волги и Дона. По повелению Николая I Андрей Дельвиг был назначен председателем Архитектурного Совета по постройке храма Христа Спасителя в Москве. Кроме всего прочего, Андрей Иванович долгое время был председателем Императорского русского инженерно-технического общества.
Именно под его руководством строились и перестраивались водопроводы в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. А в 1853-1858 годах по проекту Дельвига был перестроен и значительно усовершенствован Московский водопровод, уже полвека к тому времени снабжавший водой Первопрестольную. Старые паровые машины Алексеевской водокачки были заменены на более мощные; к уже существующему баку добавлен еще один, а к Сухаревой башне была проложена новая чугунная труба.
Благодаря реконструкции, произведенной Дельвигом, производительность водопровода выросла в 2,5 раза, были сооружены новые водоразборы - 26 фонтанов, бассейнов и водоразборных колонок. Тогда же были впервые сооружены 15 пожарных колодцев, что явилось большим подспорьем пожарным частям. По городу проложили 45 км разводящих сетей.
Редкий градоначальник ухитряется попасть в историю не за слова, а за дела свои. К таким людям, несомненно, можно отнести и городского голову Николая Александровича Алексеева . Он был избран на эту должность в 1885 году, будучи еще достаточно молодым человеком, и вскоре прославился своей энергией, предприимчивостью и готовностью отдавать родному городу не только свой труд, но и свои деньги.
Николай Александрович происходил из семьи известных купцов и предпринимателей Алексеевых и был, между прочим, двоюродным братом одного из создателей Художественного театра К.С. Станиславского (Алексеева). К славным делам городского головы можно отнести строительство нового здания Верхних торговых рядов на Красной площади (ГУМ), Городской думы на Воскресенской площади (в советские годы - музей Ленина), укладку новых мостовых и асфальтовых тротуаров на центральных улицах, а также строительство нового Мытищинского водопровода.
Его строительство началось благодаря мощной энергии градоначальника в июне 1890 года, а закончено всего через 2,5 года - в октябре 1892-го. Таким образом, завершилась волокита со снабжением Москвы питьевой водой, которая продолжалась ровно 20 лет (с того дня, когда этот вопрос был "включен в повестку дня"). Новый водопровод выглядел настоящим чудом техники: 116 км труб с пожарными кранами через каждые 100 м и всем необходимым набором сооружений. Обошелся новый водопровод дороже, чем думали - в 5 млн. 883 тыс. рублей. Всю сумму, превышающую смету, выложил из своего кармана Николай Алексеев!
Проектированием и строительством руководил инженер Николай Петрович Зимин . Он получил образование в Императорском техническом училище в Москве (ныне - Бауманское), окончил его с золотой медалью за работу по водоснабжению. В 1886-1893 годах он проектирует и строит новый Мытищинский водопровод, где применяет множество технических новинок, в том числе и по обеспечению пожаротушения. Он был и строителем, и заведующим этим водопроводом, много сделав для улучшения качества и увеличения поступающего к жителям количества водопроводной воды.
В 1892 году в Мытищах были пробурены еще 50 скважин глубиной до 30 м, соединенные общей всасывающей трубой. Тогда же у Крестовской заставы (нынешняя площадь перед Рижским вокзалом) в помощь водокачке были построены две водонапорные башни.
Крестовские башни , как и многие другие сооружения обновленного Мытищинского водопровода, были построены в едином стиле по проекту архитектора М.К. Геппенера. Располагались они по обе стороны от Крестовского путепровода и служили как бы сторожами при выезде из тогдашних границ Москвы. Они с честью послужили городу, но к 1940 году их, к сожалению, снесли, как снесли еще раньше знаменитую Сухареву башню, также долгое время служившую помещением для резервуара Мытищинского водопровода.
Мытищинская вода подавалась в резервуары Крестовских башен, а уже из них распределялась по всему городу. Новый водопровод подавал 1,5 млн. ведер в сутки.
К 1905 году Мытищинский водопровод достиг своей предельной мощности - 3,5 млн. ведер в сутки (почти по 3 ведра на каждого жителя тогдашней Москвы). Но из-за чрезмерного водозабора качество воды стало ухудшаться, и ее подачу пришлось сократить почти в 2 раза. Нужно было искать новые источники воды для разрастающегося города.
Сейчас Мытищинский водопровод стал историей. На старых фотографиях можно увидеть сводчатые кирпичные галереи, вскрытые раскопками начала XX века; сохраняется как архитектурный памятник Ростокинский акведук, но та вода, которая течет из наших водопроводных кранов, уже совсем не мытищинского происхождения. Однако и водопровод-юбиляр еще работает: его сооружения используются для снабжения водой подмосковного города Мытищи. В наше время водоснабжение города осуществляется совсем в других масштабах и по другой схеме, чем 200 лет тому назад.
- Инструкция по эксплуатации велосипеда Инструкция по эксплуатации велосипеда silverback
- Термостатический клапан: виды и способы установки
- Бамбук комнатный: фото, уход в домашних условиях Выделяют трудности при выращивании этого растения
- Подчеркивающий индивидуальность самшит (буксус): размножение, посадка, уход в домашних условиях и фото