Как сделать сундук в русском обычае. Как русский сундук был тайником, шкафом, роскошным аксессуаром и походной ванной
Дама сдавала в багаж… Да чего она только не сдавала! Ох, как ей можно посочувствовать! А ведь она могла доверить все это одному дорожному сундуку и носильщику, сама же прошествовала бы просто Дамой с собачкой…
Говорят, что от сундука пошла вся прочая мебель. При раскопках в Египте найдены первые предметы мебели, среди которых были и сундуки. Вещи относятся к 3 в. до н. э. А практичные греки стали использовать сундуки не только как лари для хранения вещей, а еще и как лежанки и скамьи. (Заметьте, что в наших кухонных гарнитурах просматривается греческий профиль: под крышкой диванчика пространство, в котором можно припасы или лишнюю посуду держать).
Если проследить трансформацию сундука, а изменения его происходили в зависимости от появления все новых видов транспорта, то можно построить примерно такую цепочку: сундук – баул – чемодан – сумка – шкатулка. Что-то можно поменять местами, но ясно одно: любая из этих вещей приспособлена для хранения и транспортировки багажа – крупного ли, мелкого ли.
Сундук настолько простая и практичная вещь, что изобретение и распространение его шло не обычным путем, по цепочке, из одной страны в другую. Можно сказать,что он внедрился везде и сразу. Все люди изначально где-то складировали и как-то перевозили свое имущество: если на ослике, то в мешках, на повозке – в сундуках, в более поздних видах транспорта – в чемоданах и сумках. Сундук-чемодан даже повернули в вертикаль и поставили на колесики. Хранение вещей в жилище прошло подобный путь: из мешка переложили в ларь-сундук, а сундук, постоянно росший из-за обилия вещей вверх, превратился в шкаф.
Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту они делали из дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря, ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор! Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи тканью, кожей… На первое место по декору дизайнеры ставят занзибарские сундуки – из-за изысканной резьбы восточноафриканских мотивов.
Дизайнеры не считают сундук пережитком прошлого, наоборот, утверждают, что этот предмет мебели способен стать стилеобразующим элементом квартиры. А если он еще наполнен бабушкиными кружевами и вышивками! Решимся ли мы поставить сундук в современной квартире? Но вот в особняке или на даче – запросто!
Кстати, на сайтах для любителей помастерить своими руками есть подробные инструкции по сооружению сундуков. «Строительство» сундуков и чемоданов было не только средством заработка, но и хобби. Например, Дмитрий Менделеев, будучи уже знаменитым химиком, подолгу корпел над изготовлением чемоданов. Известен случай, когда на вопрос о нем – кто этот господин, выбирающий в лавке материал для чемоданов, последовал ответ хозяина: «О, это известный чемоданных дел мастер Менделеев!»
С сундуком связаны некоторые современные профессии. До костюмеров и реквизиторов была профессия укладчиков одежды в сундуки. Одним из них был француз Луи Виттон, который умел укладывать одежду так, что на ней потом не было ни единой складочки.
Творческие задатки помогли ему стать основателем фирмы под собственным именем, за продукцией которой и сегодня гоняются модницы всего света: из неудобных для путешествия на поездах и пароходах сундуков он сделал чемоданы, дорожные сумки.
Луи Виттону заказывали даже чемоданы со встроенной кроватью, чемоданы, в которых можно транспортировать инвентарь для различных игр, чемоданы-столики для чаепития. Охотников попутешествовать во все времена было много: с котомкой за плечом автостопом или с содержимым трех книжных шкафов, кроме одежды и прочих вещей. Последнее можно отнести, например, к Гете, который путешествовал долгие месяцы, а в пути читал-писал. И здесь что могло быть надежнее сундуков и баулов!
Настоящим домом был дорожный сундук Александра Третьего. Давайте рассмотрим его внимательно, он того стоит! Ящики для белья и посуды занимают нижний этаж. Кровать с матрасом и подушками, грелками для воды и прочими спальными принадлежностями расположились в средней части. А что в верхней? Отделение для шляп, эполет, портупей, сигарет и табака. Даже приспособление для растяжки перчаток здесь можно найти. И, наконец: умывальный столик с зеркалом, принадлежности для бритья, тазик, маникюрный набор, коробочка с мазями – всего не перечислить.
Человек узнает о сундуке еще в детстве, хотя, может быть, потом за всю жизнь не встретится с ним вживую. Конечно же, из сказок! У Андерсена был летающий сундук. В сундуках хранили золото Кощей и пираты. Вы обращали внимание, как в фильмах разгневанные женщины уходят от мужчин? Швыряют в чемодан свои вещи, зачастую вместе с плечиками! Сундук бы им этого не позволил! Несмотря ни на что, он, как пишет публицист С. Лихтарович, остается важным, словно купец первой гильдии.
Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто: бабушкин сундук – копилка каких-то старинных вещей или даже идей, сундук истории – давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке, старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…
Я хорошо помню домашний сундук, сундуки, точнее, у сестры был отдельный для приданого. А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: шинель, в которой мама с фронта пришла, плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.
Настоящий праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало!
Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук – памятью о временах, о людях…
Простой ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. Однако первые свидетельства о существовании сундуков относятся к эпохе 18-й династии фараонов, правивших Египтом (1539-1292 гг. до Р.Х).
Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Еще В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи -- коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времен монголо-татарских завоеваний, о чем говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определенное сходство сундука с саркофагом.
На Руси были распространены два вида сундуков -- с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просеченным узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты -- богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.
Во многих музейных собраниях России хранятся русские сундучные изделия, украшенные кованным железным декором. В то же время, русские сундуки с железной оковкой не достаточно оценены как предмет коллекционирования частными коллекционерами, и на рынке русского антиквариата. Современному человеку, привыкшему к изобилию изделий из металла, и ценящему, преимущественно, вещи, изготовленные из серебра и золота, психологически трудно представить, что деревянные сундуки с железной оковкой могут являться редкими образцами русского декоративно-прикладного искусства. Музейный, коллекционный, и антикварный интерес к этому разделу отечественного декоративно-прикладного искусства, во многом, определяется не только значимостью сундучных изделий с железной оковкой в русском художественном ремесле, и в укладе русской жизни, но и тем, что само железо, ординарный сегодня для нас материал, которым оковывали и украшали сундуки в XVII в. -- первой половине XVIII в. был материалом дорогим, так как до петровских реформ и создания в результате них мощной металлургической промышленности к середине XVIII в., металл, и не только драгоценный, и цветной, но и чёрный (железо), в Россию привозили из-за рубежа, стоил он дорого, и шел он, в первую очередь, на военные и хозяйственные нужды. Изделия сундучные бытовые, интерьерные, с художественной отделкой железом являлись предметами роскоши, которые могли себе позволить только высшие слои русского общества -- царь, его семья, бояре, столбовые дворяне, высшие иерархи церкви, богатые купцы, т.н. гости. Только к середине XIX в., во второй его половине, и в начале XX в., когда от железа ручной ковки, с ручной отделкой, переходят к широкому использованию промышленного железа для оковки и отделки сундуков, сундуки с конструктивно-декоративной отделкой переходят в раздел массовых, более доступных, и демократических изделий для среднего и мелкого купечества, квалифицированных и хорошо оплачиваемых мастеровых и рабочих, даже для зажиточных крестьян. Предметом музейного и коллекционного собирательства, предметом интереса для антикварного рынка, в первую очередь, являются русские сундучные изделия с железной оковкой XVII-XVIII вв., начала XIX в.
Изучение сохранившихся памятников материальной культуры и имеющихся документальных и литературных источников позволяет считать, что производство на Руси сундучных изделий с железной оковкой являлось одним из традиционных видов городского ремесла уже с XVI в. На протяжении XVII в. данный вид художественного кузнечного и слесарного ремесла достиг высочайшего развития, оформившись в самостоятельный раздел городского художественного ремесла.
Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII в. стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а также Москва. Мастера-ремесленники каждого из названных городов имели свои специфические приемы художественной отделки сундучных изделий железом, но все вместе они создали тот единый художественный образ, который такую бытовую утилитарную вещь, как сундук, превратил в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Работы москвичей, холмогорцев, устюжан вызывали восхищение у современников, как соотечественников, так и иностранцев. Через Холмогорскую ярмарку русские сундуки с декоративной железной оковкой вывозились и в Скандинавские страны.
В XVIII в. богатые традиции в деле художественной отделки железом сундучных изделий, накопленные на протяжении XVII столетия, воплотили и развили в своих работах мастера Великого Устюга, дополнившие в век бурного развития обработки металла один из его старинных видов -- художественную работу по железу, обогатив ее новыми техническими и декоративными приемами.
Сундучные изделия, оформленные железным декором, настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX -- начала XX в.
В русском декоративно-прикладном искусстве сундучные изделия составляют самостоятельный раздел, материалы которого показывают то важное место, которое занимали эти вещи в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. «Сундуки служили для хранения одежды…в них же, вместо шкафа и секретеров, держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов…в них хранили деньги и драгоценности». На протяжении XVI-XVIII вв. в интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с немногочисленными предметами мебели, а нередко и заменяли ее. Подобное функциональное использование сундуков привело к тому, что они нашими предками воспринимались не только как вещь чисто утилитарная, но и как элемент художественного оформления жилища, что, в свою очередь, сформировало основные приемы декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от художественных вкусов общества и моды времени. Одним из популярнейших приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанных с их функциональными задачами, была оковка железом. Вещи, выполненные в данной технике, русской работы, известны с XVI в., но подлинного расцвета подобный прием декоративной отделки достигает в XVII -- первой половине XVIII в.
В XVIII в. были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разных наименований: непосредственно сундуки, скрыни (шафы, шкафы), шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробья (коробьи), подголовки (подголовники), погребцы. Все эти вещи для прочности и в целях украшения оковывали сплошными или просечными железными полосами, которые нередко лудили («на поставцах, книгохранительницах и шафах писали также цветки и фрукты»), особенно популярны в XVII в. были сундуки-подголовки.
В XVI-XVII вв. на Руси были хорошо известны сундучные изделия, в том числе и с железной оковкой, сделанные в Новгороде. Их популярность и бытование были столь широки, что они даже получили название «ноугородские» (новгородские) коробья. Делали их обычно из луба и оковывали железными прутьями (полосами), которые имели или черный цвет (железо черное), или лудили (белое железо).
Размеры коробей были разнообразны -- от небольших настольных коробеек до больших коробей-сундуков, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги. Сейчас из-за недостатка раннего вещевого материала трудно сказать, как же выглядели коробья новгородские, но по письменным источникам известно, что наряду с обычными для коробей круглыми или заоваленными формами они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным, а их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет.
Медведева Александра
Цель исследования : изучить историю сундука
Задачи:
- Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) – сундука.
- Установить создателя и технологию изготовления сундука.
- Изучить литературу по истории появления сундука.
- Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.
Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.
Предмет исследования : История семьи моей бабушки.Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа:
« Бабушкин сундук »
Введение…………………………………………………………..….3
Моё исследование
- Что такое «сундук»?........................................................................4
- Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел…..4
- Приметы и поверья, связанные с сундуками…………………...5
- Моя семейная реликвия…………………………………………..5
Заключение…………………………………………………….…..7
Список литературы………………………………………………..8
Приложение ……………………………………………………….9
Введение
Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Я почему-то верю, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук.
В нашей семье из поколения в поколение передается семейная реликвия - старинный прабабушкин сундук.
Когда я увидела этот сундук впервые, у меня возникло много вопросов:
- Зачем хранить в сундуке столько лет вещи, которые давно никто не носит, и вряд ли будет носить?
- Там нет ничего ценного, а сундук, зачем - то запирали на ключ?
- Кто сделал этот сундук, где и когда он был создан?
- Почему мама решила привезти этот сундук с собой в Нарьян-Мар?
Передо мной встала задача - ответить на данные вопросы.
Цель моего исследования : изучить историю сундука
Задачи:
- Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) - сундука.
- Установить создателя и технологию изготовления сундука.
- Изучить литературу по истории появления сундука.
- Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.
Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.
Предмет исследования: История семьи моей бабушки.
Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.
Моё исследование
- Что такое «сундук»?
Первый вопрос, который меня заинтересовал - "Что такой сундук?". Чтобы ответить на него, я заглянула в справочники и вот что я там обнаружила.
Согласно словарю Ожегова, «Сундук — ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей».
К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы - египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.
В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева.
Прообразом русского сундука является бондарное или долбленое кубло, в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Раньше всего у русских появились скрыни . (приложение №1)
Другой разновидностью сундука является ларь (приложение №2) (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов. Схож по названию, но имеющий совершенно иной вид и назначение ларец.
Некоторые виды сундуков имели необычную форму, например сундук- подголовок (приложение №3 ). В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчег (приложение №4) Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался «шкатула» (приложение №5). Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука - «шкатулка». Также в хозяйстве использовались дорожный сундук «погребец» (приложение №6) и сундук, который назывался «коробейка». (приложение №7)
Таким образом , деревянный сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения - хранить вещи, он украшал помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.
- Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.
Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.
В XVI — XVII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине.
Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила . На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни делали деревянные ящики, другие - металлические замки, третьи - ручки, петли, четвертые подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.
Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы - ручки.
- Приметы и поверья, связанные с сундуками.
Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор существуют. Например, такие:
- Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
- Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала счастья не будет.
- Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.
Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:
- При выкупе приданого, на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
- Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
- Моя семейная реликвия.
Следующий вопрос, на который мне предстояло ответить: «Кому принадлежал сундук, который привезла мама? (приложение №8) Как звали мастера, который его сделал?». Чтобы ответить на эти вопросы, на летних каникулах я отправилась в деревню Горка Емецкого района Архангельской области. Там проживают мои родственники, у которых долгое время и хранился наш сундук. Беседуя с Лешуковой Валентиной Николаевной (моей бабушкой по материнской линии) мне удалось узнать много интересного об истории моей семьи. Вот что я выяснила.
Моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна родилась в 1870 году в Емецком районе в деревне Меландово, сейчас эта деревня называется - Горка. У нас сохранился бабушкин дом. (приложение №9)Дом построил прапрадедушка Тетерин Аксентий Егорович в 1891 году сейчас дому -121 год. В нашем старинном доме много интересных вещей и ранее неизвестных нам предметов, например, есть крюк в потолке у входных дверей, оказывается, на этот крюк вешали люльку с маленькой девочкой и спала девочка у самых дверей, выживет девочка - хорошо, а не выживет, то никто девочку не жалел почему? Потому что если рождалась девочка, то землю на нее не выдавали. Есть в доме резной буфет для посуды, резные перила лестницы, старые стулья и стол, самотканые половички. Много старинных вещей украли. У бабушки с дедушкой, а дедушка был на 12 лет старше бабушки, было 11 детей, а вырастили они 10 детей. Семь мальчиков и три девочки. Бабушка была награждена золотой звездой и имела звание «Мать героиня». Бабушка занималась домашним хозяйством, ткала половички на ткацком станке, содержала дом, валяла валенки, держала скот - коров, овец, лошадей. Раньше на каждого мальчика в семье давали надел - значит землю для постройки дома. Дедушка вместе со своими сыновьями построили семь домов. В последующем эти дома у деда забрали, посчитали его - богачом. Оставили только один дом. Также дедушка с сыновьями создали свою бригаду и работали плотниками на помещиков (зажиточных людей), в деревне их было два.
Все вещи и мебель для дома делал дедушка своими руками.
Именно в этом доме одним из главных предметов мебели был бабушкин сундук. Дед сделал его сам для бабушки в 1892 году, сейчас ему 120 лет. Сундук с крышкой, сделан он из лиственницы, сверху на крышке железная ручка. Сундук имеет небольшой размер его длина - 36 сантиметров, ширина - 30 сантиметров, высота с крышкой - 28 сантиметров. Ничем он не украшен, но бабушка этот сундук накрывала ажурной, белой салфеткой - он смотрелся очень нарядно. Сундук бабушка всегда держала закрытым, был внутренний замок и, где лежали ключи, знала только бабушка. Этот сундук стоял на полу в передней комнате ее еще называют - горницей, или центральной комнатой. Также сундук служил местом для сидения.
А в сундуке бабушка хранила свои наряды - нарядный праздничный сарафан, который одевала по праздникам, белые рубахи, нарукавники, гарусный платок - это шелковый переливающийся платок с кистями.
Сейчас бабушкин сундук находится у нас в квартире. Мы его почистили, покрыли лаком. В него мы складываем нитки, пряжу, шерсть для валяния, различные вещи для рукоделия. Также он служит маленьким столиком. Мы очень рады у нас есть вещь наших предков.
Заключение
В ходе данного исследования:
- Удалось выяснить, что такое сундук, разновидности сундуков, технологию его изготовления.
- Установлен владелец, создатель и назначение сундука, который является нашей семейной реликвией.
- Познакомилась с пословицами, поговорками и приметами русского народа, связанными с сундуками.
На основе результатов исследования я формулирую следующие выводы:
- Первой владелицей сундука является моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна
- Сундук был изготовлен моим прапрадедом Аксентием Егоровичем. Дата изготовления - 1892 год, деревня Меландово (ныне Горка) Емецкого района Архангельской области.
- Тип прабабушкиных сундуков - ларь.
Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа.
Литература
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Несколько лет назад антикварные «подголовки» или «теремки» были достоянием лишь музейных собраний, однако в последние годы такие все чаще стали появляться на аукционах и антикварных салонах. Как правило, этот сегмент антикварного рынка представлен уникальными сундучками-ларцами без каких-либо росписей.
На протяжении многих столетий сундуки были важными предметами интерьера. Обладая удобной и практичной формой, они служили для хранения предметов первой необходимости и для пемещения домашнего скарба. Именно послужили основой для развития корпусной мебели, популярной в следующие исторически периоды, поэтому в различной литературе сундучным изделиям всегда отводилось особое место.
Сундуки играли не менее важную функцию в интерьере средневекового русского жилья. Они имели разные размеры и формы и выполняли функцию вместилища необходимых предметов домашнего быта: посуды, одежды и другой утвари. Так как в это время мебели в русских домах было немного, декоративному украшению сундуков придавалось важное значение.
Сундуки-ларцы, изготавливавшиеся в России в семнадцатом и восемнадцатом веке, имели непривычные для современников формы, определявшие их названия. Сундуки называвшиеся «теремками» обладали двумя отдельными ярусами. По форме они напоминали квадратные ящики с четырехскатными крышками. Художники изображали живописные картины на обеих крышках сундука. На более крупном ярусе, находившемся внизу, был прикреплен небольшой ящичек, предназначавшийся для хранения ценных предметов, который также украшался узорами.
Сундук под названием «подголовник» или «подголовок» имел скошенную верхнюю крышку, на которой нередко спал хозяин, чтобы сохранить свое богатство. Во время переездов такой сундучок отлично укладывался под голову владельца. В большинстве случаев откидная крышка «подголовка» состояла из двух половинок: небольшой узкой доски, расположенной параллельно днищу сундука, и наклонной части, присоединявшейся при помощи специальных шарниров. Подобные сундуки были местом для хранения книг, бумаг личного характера, семейных ценностей, документов и украшений.
Оба вида сундуков были широко распространенными в разных странах Западной Европы. Английские сундуки, к примеру, изготавливались из разнообразных пород дерева и порой покрывались инкрустациями из слоновой кости и ценной древесины, фанеровкой, украшались росписью и разными резными элементами. Российские «подголовки» и «теремки» изготавливались из твердых пород древесины, а их верхняя часть для лучшей сохранности покрывалась сплошными металлическими уборами или специальными полосками узорно-просечного железа с подложками из слюды и цветной бумаги.
Сундук перовой, столовый, холстевой – в каждом из них хранили определённые предметы обихода: постельные принадлежности, посуду и самовар, одежду, а вместе они нередко составляли приданое невесты. Но использовались сундуки на Руси не только по прямому назначению.
Поспать
До появления кроватей русские часто спали на сундуках, характерной особенностью которых была плоская откидная крышка. В больших семьях или при приезде гостей на сундуке-кровати устраивались, если не хватало места на печи, полатях или пристенных лавках.
В зажиточных домах – для собственного успокоения, ведь положенная внутрь молитва от кражи и пожара не была абсолютным гарантом защиты. В сундуке хранилось самое ценное, поэтому спящий выполнял функции сигнализации – по-тихому обчистить сундук было невозможно. Провести несколько ночей на сундуке могла и невеста, если в нём хранилось приготовленное приданое.
Спрятать
Сундуки-терема отличались изысканной отделкой и необычной формой крышки – над основной четырёхскатной размещалась небольшая хитро закрывающаяся надстройка. В ней обычно хранили самое ценное – деньги, украшения, завещания и другие важные бумаги. Ещё несколько тайных отделений располагалось внутри сундучка-терема, который мог иметь двойное дно. Русским как любителям загадок такой вариант сундуков пришёлся особенно по душе.
Открыть «сейфовые ячейки» мог только хозяин, которому сделавший сундук-сейф мастер продемонстрировал работу тайных устройств. Для пущей надежности сундучки-терема оснащали не навесными замочками, которые легко сбиваются, а врезными с секретным механизмом отпирания. Даже заполучив ключик, неосведомлённый посторонний не мог добраться до содержимого, ведь нужно было выполнить при отпирании определённую последовательность действий.
Развлечься или погрустить
Особенной ценностью обладали не «молчаливые» ларчики для хранения драгоценных вещей, а музыкальные. Изготовленные на заказ, они всегда имели уникальный дизайн, и чем сложнее был механизм, чем богаче украшена шкатулка, тем дороже она стоила. Нередко заказчики тратили на особенную вещицу больше денег, чем потом в ней хранили.
Среди всех шедевров особенное место занимает изготовленный по проекту Аракчеева в память об Александре I каминный сундучок. Предмет одновременно был часами, музыкальной шкатулкой и миниатюрным памятником почившему государю. На бронзовый сундучок установлены часы-мавзолей, над которыми склонилась фигура императора.
По краям циферблат украшен четырьмя знаками Зодиака, которые символизируют вехи жизни царя: рождение, венчание на царство, женитьбу и смерть. Били часы только раз в день – ровно в 10:50 утра (время смерти царя). После боя двери саркофага распахивались, и трижды звучала молитва за упокой.
Похоронить
Слово «сундук» русский язык позаимствовал из тюркского, а сами «сандыки» на Руси стали встречаться в обиходе после частых визитов татарских воинов. Они не только хранили в сундуках пожитки, но и хоронили павших воинов. Отголоски этой традиции прослеживаются и в русских похоронных обрядах.
После погребального кострища славяне-язычники иногда пересыпали пепел в небольшие сундучки. Они также становились похоронными атрибутами. В них помещали всё добро почившего: по одной из версий, чтобы он мог пользоваться ими в загробной жизни, по другой, чтобы не оставлять себе нажитое умершим и не давать его душе повода для беспокойных поисков и частых визитов в мир живых.
В контексте нестандартного использования сундуков интерес представляет псковское погребение «варяжской хозяйки», обнаруженное археологами на рубеже веков. Усыпальница представляет собой сундук-сруб, разделённый на несколько секторов и имевший «пол» и «крышку». Кроме останков молодой женщины и многочисленных украшений, в погребении найден сундучок высотой всего 13 см, в железном оковке, на котором сохранились, предположительно, отпечатки дорогих тканей.
Взять в путешествие
Вплоть до XVIII века кованый сундук считался роскошью, позволить себе которую могли разве что бояре да священники. Но иметь практичный предмет хотелось каждому, поэтому обычный люд нашёл альтернативу – сундуки-коробьи. У них только крышка и дно были из дерева, а стенки делали из луба – коры осины, липы или ясеня, которую по весне мог добыть в ближайшем лесу каждый желающий. Такой сундук и переносить было проще, и при необходимости он отлично подходил для переезда или путешествия.
Среди дорожных вариантов, которые противопоставлялись большим, тяжёлым и не покидающим пределы жилища домашним сундукам, особенно интересен сундук-подголовник. В дороге он выполнял две функции: в него прятали ценные вещи и использовали в качестве подушки во время кратковременного сна.
Побриться
Но истинным шедевром дорожного сундука является тот, что был изготовлен для императора Александра III. Сейчас эту уникальную вещь можно увидеть в Стрельне в Путевом дворце Петра Великого.
Александр предпочитал путешествовать именно с этим сундуком, и неудивительно. В собранном виде – это обычный сундук, но стоило откинуть крышку, и под ней обнаруживалась кровать, а чтобы у царя во время сна не свешивались ноги, справа выдвигалась специальная подставка.
Сама же откинутая крышка превращалась в туалетный столик: с зеркалом, раковиной и туалетными принадлежностями, чтобы царь в любой момент мог побриться, подстричь ногти маникюрным набором или освежить лицо.
Нашлось в сундуке место для хранения табака, головных уборов, элементов амуниции, аптечки с травяными настоями и протираниями, постельных принадлежностей, фонаря, и что особенно удивительно, приспособления для растяжения перчаток. Из сундука также можно было достать мебельный гарнитур – складной стол с конторкой и пару кресел.