Как обозначаются в программе элементы массива. Что такое массив? Специфические типы массивов
Приходя в мебельный магазин, покупателю часто приходится сталкиваться с фразой «данное изделие выполнено из натурального массива дерева». Это можно прочесть и в техническом описании, и услышать заученную фразу от продавца-консультанта. Однако, мало кто разбирается в этой терминологии, и не придает словам никакого значения. Что такое ? Может ли он быть ненатуральным? Чем цельный массив отличается от клееного? Что называется ламелями? Ответы на эти и другие вопросы вы получить в данном материале, где дается конкретное определение каждому из терминов. Данная информация может пригодится вам при выборе мебели, межкомнатных дверей, напольных покрытий и других изделий из дерева.
Что называется массивом дерева
Массивом дерева считается материал, который полностью состоит из натурального дерева. Необработанный массив может иметь вид брусков, досок или деревянных полотен, из которых затем изготавливается мебельное изделие. Массив можно изготавливать различными способами, но всегда только из целых кусков дерева, а не из опилок, стружки и прочих отходов. Это ключевое отличие массива от других древесных материалов, таких как ДСП, МДФ и ДВП. Изделия из цельного дерева считаются самыми элитными, так как данный материал обладает высоким качеством и экологичностью. При этом он отличается высокой стоимостью, которая и придает мебели из натурального дерева элитности. Разобравшись с определением массива дерева, можно переходить к его видам и способам производства.
Цельный массив
На внешнюю привлекательность изделий из натурального дерева большое влияние оказывает существующая текстура поверхности. Наличие сучков, полостей и других образований негативно сказывается на внешнем виде мебели. Из-за этого следует, что более качественными считаются идеально чистые куски древесины, но их гораздо сложнее подобрать. Кусок такой древесины называется цельным, следовательно, как и сам массив.
Мебель из цельного массива дерева относится к элитной категории, что подтверждается соответствующей высокой стоимостью и престижностью. Большая цена формируется не только за счет себестоимость цельного дерева, но и за счет сопутствующей дорогостоящей фурнитуры и отделки. Если вам хочется приобрести изделие из натурального дерева, но при этом вы не готовы платить значительные суммы, можно сделать выбор в пользу другого вида древесного массива - клееного.
Клееный массив
Во время распила свежесрубленных деревьев получается огромное количество небольших кусков, из которых нельзя изготовить цельные бруски или доски, но пускать на опилки тоже нецелесообразно. То же можно сказать о досках с некоторыми дефектами в виде сучков или трещин. Из таких материалов и изготавливается клееный массив, который еще называют мебельным, или, если он имеет форму бруска - евробрусом.
Клееный массив состоит из нескольких слоев древесины, которые фиксируются между собой специальным клеящим веществом. Каждый из этих слоев называется ламелью. Важной особенностью склеивания ламелей является чередование продольного и поперечного направления волокон. Престижность мебели из клееного дерева меньше, чем из цельного, но при этом значительно выше, чем у изделий из ДСП и МДФ. Хоть массив и клееный, но это настоящее дерево, а не клееная стружка и опилки как ДСП или МДФ. По некоторым параметрам клееный массив превосходит цельный. Если говорить по правде, то настоящая мебель из древесного массива должна быть обязательно цельной, но многие производители в попытках привлечения клиентов более низкой стоимостью все чаще используют более дешевое сырье.
Таким образом, выбирая мебель из древесного массива, не стоит обращать внимания на красивые вывески типа «мебель из натурального дерева», «сделано из деревянного бруса» и т.п. По факту, такие изделия состоят из настоящего дерево, вот только главный вопрос в технологии его получения: цельная доска или клееные ламели. Именно на этом стоит концентрировать внимание.
Отличия цельного и клееного массива
Натуральное дерево требует соблюдения всех правил технологического процесса при изготовлении мебели. Самым важным и сложным этапом, который оказывает значительное влияние на качество и долговечность выпускаемой продукции, является сушка. При неправильном хранении или сушке материалов изделие в будущем может растрескиваться и терять свою привлекательность. В этом плане мебель из клееного массива гораздо менее привередлива, она значительно реже ссыхается и растрескивается.
Вторым критерием, который различен у данных типов изделий, является прочность. Благодаря разнонаправленным древесным волокнам, прочность клееных изделий выше, чем у цельных. Конечно, определенную роль играет используемая древесная порода. Еще одним преимуществом клееной древесины является более низкая стоимость. Из недостатков стоит отметить наличие клеящего вещества, и, как следствие, меньшую экологичность. Некоторые производители, стремясь сэкономить, используют не самый качественный клей, который может выделять вредные испарения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что древесный массив является самым экологичным и прочным из натуральных материалов, который широко применяется при изготовлении различной мебели. Выбирая между клееным и цельным деревом стоит опираться на собственные возможности и желания. Наличие в клееном массиве клея не является критичным, так как оно значительно меньше, чем в менее качественных материалах, таких как ДСП и МДФ.
Массив это структура данных, представленная в виде группы ячеек одного типа, объединенных под одним единым именем. Массивы используются для обработки большого количества однотипных данных. Имя массива является , что такое указатели расскажу немного позже. Отдельная ячейка данных массива называется элементом массива. Элементами массива могут быть данные любого типа. Массивы могут иметь как одно, так и более одного измерений. В зависимости от количества измерений массивы делятся на одномерные массивы, двумерные массивы, трёхмерные массивы и так далее до n-мерного массива. Чаще всего в программировании используются одномерные и двумерные массивы, поэтому мы рассмотрим только эти массивы.
Одномерные массивы в С++
Одномерный массив — массив, с одним параметром, характеризующим количество элементов одномерного массива. Фактически одномерный массив — это массив, у которого может быть только одна строка, и n-е количество столбцов. Столбцы в одномерном массиве — это элементы массива. На рисунке 1 показана структура целочисленного одномерного массива a . Размер этого массива — 16 ячеек.
Рисунок 1 — Массивы в С++
Заметьте, что максимальный индекс одномерного массива a равен 15, но размер массива 16 ячеек, потому что нумерация ячеек массива всегда начинается с 0. Индекс ячейки – это целое неотрицательное число, по которому можно обращаться к каждой ячейке массива и выполнять какие-либо действия над ней (ячейкой).
//синтаксис объявления одномерного массива в С++: /*тип данных*/ /*имя одномерного массива*/; //пример объявления одномерного массива, изображенного на рисунке 1: int a;
где, int —целочисленный ;
А — имя одномерного массива;
16 — размер одномерного массива, 16 ячеек.
Всегда сразу после имени массива идут квадратные скобочки, в которых задаётся размер одномерного массива, этим массив и отличается от всех остальных переменных.
//ещё один способ объявления одномерных массивов int mas, a;
Объявлены два одномерных массива mas и а размерами 10 и 16 соответственно. Причём в таком способе объявления все массивы будут иметь одинаковый тип данных, в нашем случае — int .
// массивы могут быть инициализированы при объявлении: int a = { 5, -12, -12, 9, 10, 0, -9, -12, -1, 23, 65, 64, 11, 43, 39, -15 }; // инициализация одномерного массива
Инициализация одномерного массива выполняется в фигурных скобках после знака равно , каждый элемент массива отделяется от предыдущего запятой.
Int a={5,-12,-12,9,10,0,-9,-12,-1,23,65,64,11,43,39,-15}; // инициализации массива без определения его размера.
В данном случае компилятор сам определит размер одномерного массива. Размер массива можно не указывать только при его инициализации, при обычном объявлении массива обязательно нужно указывать размер массива. Разработаем простую программу на обработку одномерного массива.
// array.cpp: определяет точку входа для консольного приложения.
#include "stdafx.h"
#include
// код Code::Blocks
// код Dev-C++
// array.cpp: определяет точку входа для консольного приложения.
#include
В строках 10 — 11 объявлен и проинициализирован целочисленный одномерный массив с именем array1 , размер которого равен 16 ячейкам, то есть такой массив может хранить 16 чисел. Любая обработка массива осуществима только совместно с циклами. Какой цикл выбрать для обработки массива — это вам решать. Но лучше всего для этой задачи подходит . Переменную-счётчик counter будем использовать для обращения к элементам одномерного массива array1 . В условии продолжения цикла for стоит строгий знак неравенства, так как шестнадцатого индекса в одномерном массиве array1 нет. А так как нумерация ячеек начинается с нуля, то элементов в массиве 16. В теле цикла for оператор cout печатает элементы одномерного массива (см. Рисунок 2).
Obrabotka massiva indeks element massiva array1 5 array1 -12 array1 -12 array1 9 array1 10 array1 0 array1 -9 array1 -12 array1 -1 array1 23 array1 65 array1 64 array1 11 array1 43 array1 39 array1 -15 Для продолжения нажмите любую клавишу. . .
Рисунок 2 — Массивы в С++
Разработаем ещё одну программу на обработку одномерного массива в С++. Программа должна последовательно считывать десять введённых чисел с клавиатуры. Все введённые числа просуммировать, результат вывести на экран.
// array_sum.cpp: определяет точку входа для консольного приложения.
#include "stdafx.h"
#include
// код Code::Blocks
// код Dev-C++
// array_sum.cpp: определяет точку входа для консольного приложения.
#include
Перед тем как выполнять обработку массива его необходимо объявить, причём размер одномерного массива равен 10, так как это оговорено условием задачи. В переменной sum будем накапливать сумму элементов одномерного массива. Первый цикл for заполняет объявленный одномерный массив, введёнными с клавиатуры числами, строки 12 — 13 . Переменная счётчик counter используется для последовательного доступа к элементам одномерного массива array1 , начиная с индекса 0 и до 9-го включительно. Второй цикл for выводит на экран элементы массива, строки 15 — 16 . Третий цикл for последовательно считывает элементы одномерного массива и суммирует их, сумма накапливается в переменной sum , строки 17 — 18 . Результат работы программы смотреть на рисунке 3.
Enter elementi massiva: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 array1 = {0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 } sum = 45 Для продолжения нажмите любую клавишу. . .
Рисунок 3 — Массивы в С++
Сначала последовательно были введены все 10 чисел, после чего отобразился одномерный массив, и напечаталась сумма чисел массива.
Двумерные массивы в С++
До этого момента мы рассматривали одномерные массивы, которыми не всегда можно ограничиться. Допустим, необходимо обработать некоторые данные из таблицы. В таблице есть две характеристики: количество строк и количество столбцов. Также и в двумерном массиве, кроме количества элементов массива, есть такие характеристики как, количество строк и количество столбцов двумерного массива. То есть, визуально, двумерный массив — это обычная таблица, со строками и столбцами. Фактически двумерный массив — это одномерный массив одномерных массивов. Структура двумерного массива, с именем a , размером m на n показана ниже (см. Рисунок 4).
Рисунок 4 — Массивы в С++
где, m — количество строк двумерного массива;
n — количество столбцов двумерного массива;
m * n — количество элементов массива.
// синтаксис объявления двумерного массива /*тип данных*/ /*имя массива*/;
В объявлении двумерного массива, также как и в объявлении одномерного массива, первым делом, нужно указать:
- тип данных;
- имя массива.
После чего, в первых квадратных скобочках указывается количество строк двумерного массива, во вторых квадратных скобочках — количество столбцов двумерного массива. Двумерный массив визуально отличается от одномерного второй парой квадратных скобочек. Рассмотрим пример объявления двумерного массива. Допустим нам необходимо объявить двумерный массив, с количеством элементов, равным 15. В таком случае двумерный массив может иметь три строки и пять столбцов или пять строк и три столбца.
// пример объявление двумерного массива: int a;
- a — имя целочисленного массива
- число в первых квадратных скобках указывает количество строк двумерного массива, в данном случае их 5;
- число во вторых квадратных скобках указывает количество столбцов двумерного массива, в данном случае их 3.
// инициализация двумерного массива: int a = { {4, 7, 8}, {9, 66, -1}, {5, -5, 0}, {3, -3, 30}, {1, 1, 1} };
В данном массиве 5 строк, 3 столбца. после знака присвоить ставятся общие фигурные скобочки, внутри которых ставится столько пар фигурных скобочек, сколько должно быть строк в двумерном массиве, причём эти скобочки разделяются запятыми. В каждой паре фигурных скобочек записывать через запятую элементы двумерного массива. Во всех фигурных скобочках количество элементов должно совпадать. Так как в массиве пять строк, то и внутренних пар скобочек тоже пять. Во внутренних скобочках записаны по три элемента, так как количество столбцов — три. Графически наш массив будет выглядеть, как двумерная таблица (см. Рисунок 5).
Рисунок 5 — Массивы в С++
В каждой ячейке двумерного массива a показано значение, в нижнем правом углу показан адрес данной ячейки. Адресом ячейки двумерного массива является имя массива, номер строки и номер столбца.
Разработаем несложную программу, на обработку двумерного массива, которая называется «Лабиринт». Лабиринт должен быть построен на основе двумерного массива. Размер лабиринта выберем на свое усмотрение.
// array2.cpp: определяет точку входа для консольного приложения.
#include "stdafx.h"
#include
// код Code::Blocks
// код Dev-C++
// array2.cpp: определяет точку входа для консольного приложения.
#include
Правильный и ложный пути можно было бы обозначать одной и той же цифрой, например, нулём, но для наглядности правильный путь обозначен цифрой 2. Инициализация массива выполнялась вручную, только для того, что бы упростить программу. Так как в программе выполняется обработка двумерного массива, нужны два цикла, для переключения между элементами двумерного массива. Первый цикл for выполняет переключение между строками двумерного массива. Так как строк в двумерном массиве 33, то и переменная-счетчик i инкрементируется от 0 до 33, строка 46 . Внутри первого цикла стоит цикл for , который переключается между элементами строки двумерного массива. В теле второго цикла for внутри выполняетcя унарная операция преобразования типа данных — static_cast<>() , которая печатает символ , под номером 176. операция преобразования типов данных дублируется для увеличения ширины лабиринта. Результат работы программы (см. Рисунок 6).
Рисунок 6 — Массивы в С++
Описание массива позволяет использовать в программе любой из его элементов. Для обозначения элементов массива в Си используются индексированные переменные.
Индексированная переменная (индексное выражение) – обозначение ячейки для хранения элемента массива. Именуется указанием идентификатора массива и индекса (индексов) элемента.
ü Внимание! Особенность обозначения элементов массива в Си - нумерация индексов от 0, а не от 1. Поэтому индексы в Си на единицу меньше заданных математически. Это обстоятельство должно учитываться в программе, особенно при формировании условия повторения (выхода из) цикла.
Схема распределения памяти для хранения одномерного массива такова:
Длина ячейки для хранения каждого элемента определяется типом массива:
· символьный – 1 байт;
· целочисленный – 2 байта;
· вещественный – 4 байта;
· двойной точности – 8 байт.
Структура обозначения индексированной переменной одномерного массива:
имя[индекс]
Где имя – идентификатор массива;
индекс – операнд целого типа, определяющий номер элемента в ряду других, составляющих массив;
– ограничители индекса.
Например, в описанном ранее массиве D(16) первый элемент обозначается индексным выражением d, второй – d, текущий – d[i], предпоследний – d и последний – d.
При необходимости индекс может задаваться арифметическим выражением. Например, d или d. В любом случае на момент использования переменной индекс должен быть определен (рассчитан) и полученное значение должно укладываться в заданный описателем диапазон.
Рассмотренный пример идентификации элементов массива D применим к любому из описанных одномерных массивов.
Индексированные переменные позволяют осуществить программную реализацию алгоритмов с использованием элементов массивов. При этом для одномерного массива индексированная переменная позволяет определить конкретный адрес каждого элемента.
Адрес любой переменной определяется операцией & . Следовательно, у элемента d адрес – &d, у d[i] – &d[i], т.е. все элементы массива располагаются в оперативной памяти линейно, начиная с адреса &d.
В языке Си идентификатор одномерного массива однозначно определяет адрес его первого элемента. Например, c º &c, d º &d.
Адрес каждого элемента одномерного массива выражается зависимостью имя+индекс (индекс определяет сдвиг элемента относительно первого на указанное им количество элементов). Например, &c[i] (адрес i-го элемента массива С) вычисляется как c+i.
Таким образом, индексное выражение полностью определяет конкретную ячейку хранения соответствующего элемента.
Сегодня мы с вами наконец-то начинаем новую тему - одномерные массивы .
Одномерные массивы. Определение.
Одномерный массив - это фиксированное количество элементов одного и того же типа, объединенных одним именем, где каждый элемент имеет свой номер. Обращение к элементам массива осуществляется с помощью указания имени массива и номеров элементов.
Var a: array of integer; //или type arr = array of integer; var a: arr;
Между именем типа и именем переменной ставится знак «двоеточие». Array - служебное слово (в переводе с английского означает «массив», «набор»); - в квадратных скобках указывается номер первого элемента, затем, после двух точек, номер последнего элемента массива; of - служебное слово (в переводе с английского «из»); integer - тип элементов массива.
Индексом могут быть не только натуральные числа: мы можем написать так: , [-29..45], [‘a’..’z’], - то есть нам подходят любые символы и числа - главное соблюсти следующее условие: левая часть меньше правой. Для того чтобы определить, что меньше - восклицательный знак(‘!’) или точка(‘.’) используем таблицу ASCII и функции
Как же производится ввод одномерного массива?
Для того чтобы ввести или вывести значения элементов такого массива, используем цикл с параметром(или с постусловием, или с предусловием - в общем, любой цикл.).
For i:= 1 to N do read(a[i]); //где a[i] -- элемент одномерного массива a с индексом (порядковым номером) i.
Как видите, ничего страшного в массивах нет. Массивы применяют в тех случаях, когда нельзя обойтись одной-двумя переменными (примеры таких задач мы рассматривали в решении задач из блока ). В случаях, когда после ввода последовательности целиком пользователю необходимо обратиться к переменным в середине последовательности, в начале, поменять их значения местами, отсортировать.
Раз уж мы затронули тему задач из блока Series, давайте решим пару задачек оттуда с помощью массивов, а не тем увечным способом, которым нам приходилось пользоваться.
Одномерные массивы. Решение задач.
Series8 . Дано целое число N и набор из N целых чисел. Вывести в том же порядке все четные числа из данного набора и количество K таких чисел.
Модифицированное решение:
Var a: array of integer; {мы не знаем заранее N, поэтому берем с запасом.} k, N, i: integer; begin write("N = "); readln(N); write("Введите ", N, " целых чисел: "); for i:= 1 to N do read(a[i]); {заполняем масссив} {Начинаем выбирать чётные числа} write("Чётные числа: "); for i:= 1 to N do begin if a[i] mod 2 = 0 then begin Inc(k); write(a[i], " "); end; end; writeln(); writeln("Количество четных чисел - ", k); end.
Series28 . Дано целое число N и набор из N вещественных чисел: A 1 , A 2 , …, A N . Вывести следующие числа:
(A 1) N , (A 2) N−1 , …, (A N−1) 2 , A N .
Более подробно про возведение числа в степень мы говорили в решении задачи
Модифицированное решение:
Var a: array of integer; N, i, j, n_pow: integer; d, r: real; begin write("N = "); readln(N); write("Введите ", N, " целых чисел: "); for i:= 1 to N do read(a[i]); {Возводим элементы массива в степень} for i:= 1 to N do begin n_pow:= N + 1 - i; d:= a[i]; if n_pow mod 2 <> 0 then r:= d else r:= 1; //в r будет записываться результат while n_pow > 1 do begin n_pow:= n_pow div 2; d:= d * d; if n_pow mod 2 <> 0 then r:= r * d; end; writeln(a[i], " в степени ", N + 1 - i, " равно ", r); end; end.
Ну и напоследок давайте разберём веселенькую задачу на длинную арифметику.
Задача. Найти факториал числа.
Научимся вычислять факториал натурального числа N. Факториал числа - это произведение чисел 1*2*3*…*(N-1)*N (обозначается как N!). Сложность задачи в том, что уже 8!=40320, а 13!=6227020800. Типы данных Integer, Longlnt применимы весьма в ограниченном диапазоне натуральных чисел. Для представления факториала договоримся использовать массив. Пример:
A | A | A | A | A | A | A | A | A |
8 | 0 | 0 | 8 | 6 | 1 | 9 | 9 | 3 |
В массиве записано значение 11!=39916800. Каким образом? В А фиксируется число занятых элементов массива, в А - цифра единиц результата, в А - цифра десятков результата, в А - цифра сотен результата и т. д. Почему так, а не наоборот? Такая запись позволяет исключить сдвиг элементов массива при переносе значений в старший разряд. А сейчас наберите, как обычно, текст программы, выполните компиляцию и, выполните ее в пошаговом режиме, отслеживая изменение значений переменных при не очень большом значении N. Добейтесь полного понимания логики работы программы.
Для того чтобы выполнить программу в пошаговом режиме, нажмите «шаг без входа в подпрограмму» и перейдите в «локальные переменные».
Const MaxN = 300; var A: array of integer; i, j, r, w, N: integer; begin Write("Введите число, факториал которого необходимо подсчитать: "); Read(N); A := 1; A := 1; j:= 2; {Начальные присвоения, начинаем вычислять 2! } while (j <= N) and (A < MaxN) Do {Второе условие позволяет избежать выхода из границ диапазона, если количество цифр в факториале превзойдет 300.} begin r:= 0; i:= 1; {r - перенос из разряда в разряд при выполнении умножения числа j на очередную цифру A[i] предыдущего результата.} while (i <= A) or (r <> 0) Do begin {Пока не «прошли» все цифры предыдущего результата или есть перенос цифры в старший разряд} w:= A[i] * j + r;{Умножаем очередную цифру и прибавляем цифру переноса из предыдущего разряда} A[i] := w mod 10; {Оставляем остаток от деления на 10} r:= w div 10;{Вычисляем значение переноса} if A <> 0 then Inc(A);{Изменяем количество элементов, если их количество увеличилось.} Inc(i); end; Inc(j); end; write("Факториал: "); for i:= A downto 1 Do Write(A[i]);{Вывод результата} end.
Подведем итоги:
Одномерный массив - это конечное упорядоченное множество элементов. За первым элементом идет второй, за вторым - третий и т. д. Индекс может быть чем угодно - и целым числом, и символом. Но чаще мы всё-таки будем пользоваться следующим диапазоном: .
На сегодня все! Если у вас еще остались вопросы о том, как работает программа выше, оставляйте их в комментариях. И очень скоро мы начнем решать задачи на массивы из .
. Форма или структура массива - сведения о количестве размерностей и размере (протяжённость) массива для каждой из размерностей ; может быть представлена одномерным массивом .
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Массив - упорядоченный набор данных, используемый для хранения данных одного типа, идентифицируемых с помощью одного или нескольких индексов. В простейшем случае массив имеет постоянную длину и хранит единицы данных одного и того же типа.
Количество используемых индексов массива может быть различным: массивы с одним индексом называют одномерными, с двумя - двумерными, и т. д. Одномерный массив («колонка», «столбец») - нестрого соответствует вектору в математике; двумерный - матрице . Чаще всего применяются массивы с одним или двумя индексами; реже - с тремя; ещё большее количество индексов - встречается крайне редко.
Пример фиксированного массива на языке Паскаль
{Одномерный массив целых чисел. Нумерация элементов от 1 до 15} a : array [ 1 .. 15 ] of Integer ; {Двумерный массив символов. Нумерация по столбцам по типу Byte (от 0 до 255) по строкам от 1 до 5} multiArray : array [ Byte , 1 .. 5 ] of Char ; {Одномерный массив из строк. Нумерация по типу word (от 0 до 65536)} rangeArray : array [ Word ] of String ;
Пример фиксированного массива на С/С++
Int Array [ 10 ]; // Одномерный массив: целых чисел, размера 10; // Нумерация элементов - от 0 до 9. double Array [ 12 ][ 15 ]; // Двумерный массив: // вещественных чисел двойной точности, // размера 12 на 15; // Нумерация: по строкам - от 0 до 11, // по столбцам - от 0 до 14.
В некоторых языках программирования многомерные массивы создаются на основе одномерных, у которых элементы являются массивами .
Пример двумерного массива на JavaScript
//ES6. Создание двумерного массива чисел: var array = [ [ 11 , 12 , 13 , 14 , 15 , 16 ], // Первая строка-массив [ 21 , 22 , 23 , 24 , 25 , 26 ], // Вторая [ 31 , 32 , 33 , 34 , 35 , 36 ] // Третья ]; // Вывод массива на консоль: array . forEach ((subArray ) => { // Для каждого под-массива, subArray . forEach ((item ) => { // для каждого его элемента, console . log (item ); // - вывести этот элемент на консоль. }); });
Поддержка индексных массивов (свой синтаксис объявления, функции для работы с элементами и т. д.) есть в большинстве высокоуровневых языков программирования . Максимально допустимая размерность массива, типы и диапазоны значений индексов, ограничения на типы элементов определяются языком программирования и (или) конкретным транслятором .
В языках программирования, допускающих объявления программистом собственных типов , как правило, существует возможность создания типа «массив». В определении такого типа могут указываться: размер, тип элемента, диапазон значений и типы индексов. В дальнейшем возможно определение переменных созданного типа. Все такие переменные-массивы имеют одну структуру. Некоторые языки поддерживают для переменных-массивов операции присваивания (когда одной операцией всем элементам массива присваиваются значения соответствующих элементов другого массива).
Объявление типа «массив» в языке Паскаль
Type TArrayType = array [ 0 .. 9 ] of Integer ; (* Массивы, имеющие заданные параметры: 1. Размер - 10 ячеек; 2. Тип элементов, пригодных для хранения - - целые числа диапазона [−32 768; 32 767], - объявляются типом операндов, называющимся "TArrayType". *) var arr1 , arr2 , arr3 : TArrayType ; (* Объявление трёх переменных-массивов одного типа (вышеуказанного "TArrayType"). *)
Специфические типы массивов
Динамические массивы
«Динамическим» называется массив такого размера, который может «динамически» меняться при выполнении программы (например, - уменьшаться после выгрузки неактуальных данных). Язык программирования , предоставляющий такую возможность, называется поддерживающим динамические массивы. Динамические массивы делают работу с данными более гибкой, так как не требуют предварительного определения хранимых объёмов данных, а позволяют регулировать размер массива в соответствии с реальными потребностями. Обычные (не динамические) массивы называют ещё фиксированными .
Пример динамического массива на Delphi
ByteArray : Array of Byte ; // Одномерный массив multiArray : Array of Array of string ; // Многомерный массив
Пример динамического массива на Си
Float * array1 ; // Одномерный массив int ** array2 ; // Двумерный массив array1 = (float * ) malloc (10 * sizeof (float )); // выделение 10 блоков по sizeof(float) байт каждый array2 = (int ** ) malloc (16 * sizeof (int * )); // выделение 16 блоков по sizeof(int*) байт каждый. Сюда будут записаны указатели на одномерные массивы-строки for (i = 0 ; i < 16 ; ++ i ) array2 [ i ] = (int * ) malloc (8 * sizeof (int )); // выделение 8 блоков по sizeof(int) байт каждый. Это одномерные массивы - строки матрицы. // Обращение к массиву array1 [ i ] = 5.0 ; * (array1 + i ) = 5.0 ; array2 [ i ][ j ] = 6 ; // Записи эквивалентны. Первая с использованием индекса, * (* (array2 + i ) + j ) = 6 ; // вторая с операцией разыменования. free (array1 ); for (i = 0 ; i < 16 ; ++ i ) free (array2 [ i ]); free (array2 );
Пример динамического массива на С++
Float * array1 ; // Одномерный массив int ** array2 ; // Многомерный массив array1 = new float [ 10 ]; // выделение 10 блоков размером типа float array2 = new int * [ 16 ]; // выделение 16 блоков размером типа указателя на int for (int i = 0 ; i < 16 ; ++ i ) array2 [ i ] = new int [ 8 ]; // Работаем с массивами. delete array1 ; // Важно не забывать возвращать выделенную память системе. for (int i = 0 ; i < 16 ; ++ i ) delete array2 [ i ]; // Возвращаем память, используемую для строк матрицы. delete array2 ; // Возвращаем память, используемую для столбцов матрицы.
Гетерогенные массивы
Гетерогенным называется массив, в разные элементы которого могут быть непосредственно записаны значения, относящиеся к различным типам данных . Массив, хранящий указатели на значения различных типов, не является гетерогенным, так как собственно хранящиеся в массиве данные относятся к единственному типу - типу «указатель». Гетерогенные массивы удобны как универсальная структура для хранения наборов данных произвольных типов. Реализация гетерогенности требует усложнения механизма поддержки массивов в трансляторе языка.
Реализация
Одним из способов реализации статических массивов с одним типом элементов является следующий (в