Гончарный круг своими руками как найти и работать с глиной. Баня из глиночурки Состав глиняного раствора для кладки печей, пропорции
В некоторых странах мира считается, что грязь – это предвестник беды, в других странах грязь является главным строительным материалом. Изобилие глиняной почвы и глиняных образований обеспечивают многих жителей планеты надежными домами. Главной особенностью сырцового кирпича является долговечность. Многие здания из этого материала сохраняются тысячи лет. Давайте посмотрим, как выглядят известные достопримечательности и крепости, построенные из глиняных кирпичей.
1. Таос-Пуэбло
Таос-Пуэбло – древнее поселение в Нью-Мексико, которое заселяется людьми вот уже 1000 лет. Дома эти сделаны из сырцового кирпича, изготовление которого заключается в глиняной лепке и высушивании на солнце. После того, как стены воздвигнуты, их покрывают штукатуркой. Эта штукатурка сделана из глиняной почвы, перемешанной с соломой, для большей прочности. Крыши таких домов делаются из кедра, а лестницы, расположенные на улице, ведут на 2-й этаж.
2. Арг-е Бам
Изначально Арг-е Бам был известен, как процветающий торговый центр на знаменитом Шелковом пути в Сасанидский период (224-637 н.э.). В Баме занимались производством шелка, хлопка, одежды. Расположенный в юго-восточном Иране, Бам был построен целиком из сырцового кирпича. Толстые стены с 38 сторожевыми башнями охватывали территорию в 6 квадратных километров. В городе проживали около 12.000 человек. К сожалению, в 2003 году землетрясения в городе Бам уничтожило более половины городских домов и исторических кирпичных цитаделей.
3. Джингуереберская соборная мечеть
Джингуереберская соборная мечеть была построена в 1325 году. Здание состоит из глины с добавлением дерева, соломы и других растительных волокон. Мечеть имеет 3 больших помещения, 25 столбовых рядов, выстроенных с востока на запад, и молитвенный зал на 2.000 человек.
4. Стены Хива
Глиняная стена, имеющая высоту около 10 метров, окружает и защищает город Хивы Ичан-Кала, расположенный в пустыне Кызылкум, Узбекистан. Стена была зделана из глиняных кирпичей. Стены Ичан-Кала датируется V веком. Глину для строительства стен брали в двух километрах от города, на территории, называемой Говук-Куль. По сей день местная глина используется гончарами.
5. Чан-Чан
Чан-Чан расположен в долине Моче, Перу. Это место представляет собой увлекательный комплекс зданий из глины, предназначенных для королей. В стене, высотой в 8 метров, заключены цитадели и пирамиды. Большая часть структур хорошо сохранилась по сей день. В период своего расцвета, Чан-Чан был городом, который заселяли металлурги, гончары и плотники. Люди низшего класса жили вне стен города.
6. Бобо-Диуласо
Мечеть Бобо-Диуласо в Буркина-Фасо состоит из глиняных кирпичей и торчащей древесины, что напоминает Джингуереберскую мечеть. Мечеть находится на краю города. В настоящее время проводится реконструкция мечети, в которой используются не современные материалы, а те, из которых и была построена мечеть.
7. Оазис Сива
Расположенный на старом торговом пути, в египетской пустыне, Сива представлял собой жизненно важный оазис для торгового пути. Имея естественные источники тени и воды, это место спасало многих путешественников. С распадом Римской империи расцвет Сивы начал значительно снижаться. Сегодня это место – одна из главных достопримечательностей Египта.
8. Великая мечеть Дженне
Крупнейшее глиняное здание в мире, мечеть Дженне в Суданском стиле, и находится она в Мали. Первая мечеть на этом месте была построена в XIII веке, но нынешней мечети только 100 лет.
9. Айт-Бен-Хадду
Один из главных туристических достопримечательностей в Марокко, Айт-Бен-Хадду невероятное место, отличный пример традиционной марокканской глинобитной архитектуры. Это место имеет не только архитектурную ценность, оно также стало настоящей находкой для кинематографа. Эти стены стали съемочной площадкой для таких фильмов, как: «Гладиатор», «Александр», «Принц Персии», «Жемчужина Нила», «Последнее искушение Христа», и многих других.
10. Шибам
Это необычное место получило заслуженное прозвище: «Манхэттен пустыни». Шибам – город в Йемене с уникальными высотными домами XVI века, высотой до 40 метров. Дома сделаны из глиняных кирпичей для защиты граждан от бедуинских набегов.
Древние глинобитные постройки возводились разными народами в местах их постоянного обитания. Первые строения появились на земле более пяти тысяч лет назад. Жилые строения, дворцы и крепостные стены Месопотамии, Вавилонии и Трои были из глины.
Дошедшие до нас глинобитные постройки имеют более позднюю историю. Многие из них были построены в VII-XVII веках на территории самых разных стран и континентов. Красно-коричневые сооружения возвышаются на землях Латинской Америки и Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнем Востоке. Глиняное строительство было характерно как для индейской, так и исламской культуры.
Все глинобитные постройки можно разделить на два типа. К первому относятся единичные строения, представляющие собой здания конкретного функционального предназначения, — религиозные объекты (преимущественно, мечети и мавзолеи), дворцы, жилые дома. Второй тип глинобитных построек – это городской комплекс, располагающейся на большой площади и состоящей из огромного количества разнообразных архитектурных элементов.
Внутри глинобитного города могут находиться дворцы и мечети, жилые строения и караван-сараи, бани и дозорные башни. Сам город может быть обнесен высокой крепостной стеной, защищающей его от вражеского вторжения. В древних городах таких стен могло быть несколько.
Стены глинобитных сооружений возводились шириной до метра и более. Крыши зданий могли иметь как плоскую, так и остроконечную или резную форму. В древних городах глиной было устлано все вокруг – красно-коричневые дома плавно переходили в узкие улочки, соединенные арками, а их крыши образовывали причудливую архитектурную вязь открытых уличных террас.
Все глинобитные постройки по своему физическому устройству условно можно разделить на три типа: глинобитные вальковые (в рамках этой технологии здания как бы вылеплялись из глины), кирпичные и включающие в себя другие строительные элементы (обычно это было дерево, солома или растительные волокна). При возведении построек из глиняных кирпичей в качестве связующего звена использовалась всё та же глина – только жидкая.
Древние глиняные постройки.
1. Таос-Пуэбло (Taos Pueblo), США
В штате Нью-Мексико в поселении Таос-Пуэбло сохранились строения возрастом 900 лет и более. Их изогнутые и конусообразные стены сделаны из глины (именуемой Калиш) с добавлением резаной соломы. Толстые стены, как большие кувшины, сохраняют сухость и тепло в помещении. Оштукатуренная наружная поверхность зданий и деревянные элементы из кедра надолго продлят жизнь экологическим и безопасным строениям. В этом удивительном глинобитном многоэтажном жилом комплексе постоянно проживает около 150 человек.
2. Арг-е Бам (Arg-é Bam), Иран
Арг-е Бам – памятник Всемирного наследия, представляющий собой крупнейшую глинобитную крепость площадью 6 км2, расположенную в иранском городе Бам, окружённую 10-15 м рвом. Древнейшая Бамская цитадель, которая находилась на Шелковом пути, была основана в Сасанидском периоде (224-637 н.э.). Самым старым строением является «Девичья крепость», на территории которой высятся 38 дозорных башен, находятся мавзолеи, соборная мечеть, помещение для изготовления льда. Ирригационная система и подземные ходы обеспечивали безопасное проживание 12 000 жителей.
3. Джингуеребер (Djinguereber Mosque), Мали
Джингуереберская оборонительная соборная мечеть возведена в 1325 году в городе Тимбукту, расположенном в Западной Африке. С 1988 года она включена в . Для постройки Джингуеребера использовалось волокно, солома, глина и дерево. Объект состоит из 2-х минаретов, 3-х помещений, молитвенного зала на 2000 человек и 25 деревянных колонн, ориентированных с востока на запад. Существует опасение, что архитектурный памятник может поглотить песок. С 2006 года на его территории ведутся восстановительные работы, финансируемые организацией Aga Khan Trust for Culture.
4. Древний город Ичан-Кала в Хиве (Itchan Kala), Узбекистан
Ичан-Кала – бывшая столица Хорезмского оазиса, историко-археологический заповедник, обнесенный крепостной стеной музей под открытым небом площадью 26 га. Укрепления длиной 2250, имеющие 8-10 м высоту и 6-8 м ширину, были сооружены в 1526 году. По легенде, идея основания поселения изначально принадлежала Симу – старшему сыну Ноя. Для создания оборонительных валов использовался высушенный кирпич из самана. Глина добывается из . По преданию, пророк Мухаммед для постройки Медины использовал тот же источник. В глиняной стене имеется четверо ворот, ориентированных по сторонам света и укрепленных ударными башнями. На стене обстроены зубчатые перила с амбразурами для орудий. Крепость окружает глубокий ров. На территории Ичан-Кала расположено 60 уникальных исторических памятников.
5. Чан-Чан (Chan Chan), Перу
Чан-Чан представляет собой древний королевский город, возведенный 700 лет назад из необожженной глины. В свое время это был крупнейший культурный центр, расположенный в удобном стратегическом месте. Талантливые чинуки воздвигли вокруг Чан-Чана 15-метровые стены, защищающие территорию от ветров и набегов неприятеля. На стенах изображены почитаемые чинуками морские божества, имеющие форму рыб. До сих пор сохранились фрагменты великолепной дворцовой архитектуры из сырого глиняного кирпича, украшенного упорными отверстиями. В пятнадцатом веке, с помощью военной хитрости, город был завоеван инками, стремящимися расширить свою империю.
6. Мечеть в Бобо-Диуласо (Bobo Dioulasso Grand Mosque), Буркина-Фасо
Большая мечеть Бобо-Диуласо, расположена на территории государства Буркина-Фасо (Западная Африка). Она построена в 1800 году возле реки Уэ, в которой обитают священные сомы. Для строительства культового здания использовалась глина с примесью древесины. Храм расположен на окраине города и подвержен разрушительному воздействию непогоды. Сегодня его реставрируют. В городе много глинобитных строений рыжего цвета, именуемых мазанками.
7. Оазис Сива (Siwa Oasis), Египет
Оазис Сива – таинственный и удаленный оазис в Египте, соседствующий на западе с ливийской границей. Основными достопримечательностями города являются, крепость Шали и руины храма Амона-Ра, в котором оракул предрек Александру Великому божественный путь. Возле утеса стоял второй храм, ныне полностью разрушенный. Строения сооружены из глины и уникального песка с высоким содержанием соли. Удобное географическое положение принесло богатство и процветание городу, но с распадом Римской империи ситуация резко ухудшилась. Сегодня здесь проживают берберы. До недавнего времени Сива была закрыт для посещения, а сегодня это один из самых посещаемых туристических центров в Египте.
8. Великая мечеть Дженне (Great Mosque of Djenné), Мали
Великая мечеть Дженне – это самое крупное здание, возведенное из глины. Объект находится в Мали на берегу реки Бани. Его фундамент выполнен в форме квадрата размером 75х75 м. Первый вариант храма построенный в XIII веке был разрушен вождем Секу Амаду в XIX столетии при завоевании города. Реконструкция объекта была произведена французской администрацией в 1907 году с использованием фрагментов уцелевшего здания. Глинобитные стены были покрыты черепицей, а в помещения проведены современные коммуникации, что повлияло на первоначальный исторический стиль, но совершенно не ухудшило великолепный вид Великой мечети.
Айт-Бен-Хадду – укрепленный город южного Марокко, являющийся с 1987 года памятником Всемирного наследия. Через его территорию пролегал караванный путь в Тимбукту. С годами он пришел в полный упадок и жители Айт-Бена практически полностью покинули местность. Традиционная марокканская архитектура из красно-коричневой глины и лабиринт зданий, соединенных узкими проходами и арками, очень заинтересовала туристов и режиссёров кино. Многие известные киноленты, такие как «Гладиатор» и «Звездные войны», снимались в этом районе. Территория поселка ограждена высокой глиняной стеной, во внутренних зданиях расположены небольшие отели, магазины, музей и дома местных жителей.
Город Шибам, расположенный среди безжизненной пустыни Аравийского полуострова в Йемене, называют «Манхеттеном пустыни». Он возникает перед взором туристов внезапно, словно мираж. Шибам является бывшей столицей древнего царства Хадрамаут. После разрушения Марибской плотины и утраты транспортного значения, жителями в 16 веке стали возводиться 4-х –9-и и даже 16-и этажные дома-крепости с толстыми глиняными стенами, за которыми жили люди, содержались животные и хранились хозяйственные запасы. Так Шибам защищался от бедуинских набегов. Сегодня здания поддерживаются в должном состоянии и постоянно реставрируются.
Первый участок Большой кольцевой линии метро победил в конкурсе фестиваля «Зодчество». Пять станций были открыты для пассажиров десять месяцев назад. Впереди новое открытие - «Савеловская» нового кольца почти готова. С какими сложностями столкнулись строители при ее возведении, где еще ведутся работы в Москве по продлению подземки, в интервью «ВМ» рассказал глава столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев.
В ближайшие недели на карте столичной подземки появится «Савеловская » Большого кольца . Строительство этой и других станций новой линии стало настоящим испытанием для строителей. Каким именно, в интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев.
Скорое открытие
— Андрей Юрьевич, в Москве реализуется мегапроект — Большая кольцевая линия, строительство которой разбито на этапы. Какой части новой ветки уделяется сейчас максимальное внимание?
— Новое подземное кольцо в Москве — это действительно огромный проект, аналоги которого еще стоит поискать. Сегодня самая протяженная кольцевая линия метро в мире находится в Пекине, однако мы рассчитываем обогнать китайскую столицу. В азиатском мегаполисе это 57 километров, мы построим почти 70. Если говорить о том, где задействованы люди и техника, то на сегодняшний день на всех участках Большой кольцевой линии мы приступили к строительно-монтажным работам, либо к подготовительному этапу: установке ограждающих конструкций и обустройству стройплощадок. На западном, южном, юго-западном и на северо-восточном участках Большого кольца ведутся земляные работы — производится выемка грунта из котлованов. На перечисленных участках начата проходка перегонных тоннелей. Полным ходом возводятся основные конструкции станции «Лефортово » северо-восточного участка.
На востоке города, где также строится новая линия, идет освоение строительных площадок. Таким образом, мы можем смело утверждать, что вся линия охвачена нашим внимание, и запускать ее будем несколькими участками. Открытие станций ожидается каждый год.
— Пять станций новой линии с февраля принимают пассажиров. В ближайшие месяцы должна заработать шестая — «Савеловская» Большой кольцевой линии. Какие работы остались на станции?
— Ее возведение началось в марте 2012 года. Оно осложнялось тем, что территории здесь хорошо освоены, по ним проходит большое количество коммуникаций. Станция расположена под площадью Савеловского вокзала, вдоль Третьего транспортного кольца. Представьте, какие здесь пассажиропотоки: ежедневно 45 тысяч человек проходят через этот транспортный узел.
Совсем скоро Большое кольцо будет иметь еще одну пересадку — на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Важно понимать, что «Савеловская» — это одна из самых сложных в строительстве станций Большого кольца. Она расположена на глубине свыше 65 метров.
Это все равно что опуститься под землю на глубину 20 этажей и построить там здание. Однако в выбранном методе есть и свои преимущества. Такое залегание позволяет строителям вести работы в плотной городской застройке и не доставлять особых неудобств горожанам, которые обычно связаны со стройкой. Проходка перегонных тоннелей протяженностью 1,9 километра от станции «Петровский парк» в сторону «Савеловской», а также основные строительные работы завершены. Сейчас строители заняты отделочными работами, а также пусконаладкой эскалаторов, инженерных систем. В завершающей стадии находится сооружение служебной соединительной ветки с Серпуховско-Тимирязевской линией. Уже в ближайшее время станция заработает, она станет удобной для горожан. Два подземных вестибюля выведут пассажиров на обе стороны Бутырской улицы, к Савеловскому вокзалу и остановкам наземного транспорта.
— Станция будет как-то выделяться по своему оформлению среди других подземных новостроек?
— Поскольку на «Савеловской» Большого кольца можно будет пересесть на одноименную станцию серой линии метро, в оформлении преобладает серая гамма. Элементами декора стали чугунные тюбинги под стеклом. Мы приняли такое решение, чтобы рассказать людям о том, с каким трудом строители на глубине 65 метров под землей, через шахту, заносили эти чугунные тюбинги весом каждый больше тонны.
Они помещены под стекло. Подобных строек сейчас в городе еще только две — на «Ржевской » и на «Шереметьевской », глубина их заложения более 70 метров.
— Вы говорили, что «Савеловская» станет крупным транспортно-пересадочным узлом . За счет чего?
— На Савеловский вокзал ежедневно прибывают пассажиры из Лобни, Дмитрова, Дубны, Савелова, Можайска, Звенигорода. Серой линии метро достаточно тяжело справляться с таким пассажиропотоком. Новый узел обеспечит пересадку между двумя линиями метро, наземным транспортом и электричками Савеловского вокзала. Кстати, именно здесь обустроят остановку для первого направления Московских центральных диаметров — от Лобни до Одинцова . Ожидается, что этим современным хабом будут пользоваться около 300 тысяч человек в сутки.
— А когда можно ждать запуска этого центрального диаметра?
— К концу 2019 — началу 2020 года на первом Московском центральном диаметре планируется запустить поезда с сокращенными интервалами движения. Хотя первые поезда Московских центральных диаметров начнут тестировать раньше, их будут обкатывать по выделенным ночным маршрутам без пассажиров. По Московским центральным диаметрам будут ходить новые поезда городского типа «Иволга». График работы Московских центральных диаметров будет как в метро — с 5:30 до 1:00.
Строить на глубине
— Андрей Юрьевич, давайте вернемся к теме Большого кольца метро. Какой участок станет следующим введенным в эксплуатацию?
— В следующем году планируем открыть часть северо-восточного участка Большого кольца от «Авиамоторной » до «Лефортова ». К этому участку будет примыкать новая Некрасовская линия метрополитена, которую мы запускаем в два этапа.
— Какая часть Большого кольца — самая сложная для строителей?
— Наиболее трудоемкими для метростроителей являются станции глубокого заложения. На Большой кольцевой линии таких станцией будет три, помимо уже упомянутой «Савеловской», это станции «Ржевская» и «Шереметьевская». Они входят в состав северо-восточного отрезка. Традиционно в этом районе Москвы высокий водоприток в грунтах. Но у наших метростроителей огромный опыт работ в подобных условиях, и я не сомневаюсь в том, что с поставленной задачей они справятся.
— Мы уже начали говорить о Некрасовской линии, как она будет интегрирована в городскую транспортную сеть?
— Некрасовская линия будет связана со строящейся Большой кольцевой линией, Московским центральным кольцом , а также радиальными направлениями железных дорог . Таким образом, мы не только интегрируем в сеть московского метро районы, не имеющие сегодня своих станций, но и уменьшим пассажиропоток на самой загруженной на сегодняшний день ветке — Таганско-Краснопресненской.
— Линия будет длинной?
— Да, розовая линия будет достаточно протяженной. Ее длина превысит 15 километров, на ней расположатся восемь станций. Она пройдет от микрорайона Некрасовка через районы Косино-Ухтомский , Выхино-Жулебино , Рязанский и Нижегородский . Линия улучшит транспортное обслуживание 800 тысяч жителей юго-востока столицы и примыкающей части Московской области. Большое дело — ввести столь необходимую часть городской подземки для москвичей.
Подземка идет в Новую Москву
— В следующем году откроется новый участок Сокольнической линии от станции «Саларьево » до станции «Столбово ». Как там идут работы?
— Строительство участка на территории Новой Москвы находится на завершающей стадии, основные строительно-монтажные работы мы выполним в этом году, а в апреле-мае следующего года по линии поедут составы с пассажирами. На участке «Саларьево» — «Столбово» расположены четыре станции.
Сейчас на участке выполняется строительство вестибюлей, идут архитектурно-отделочные работы, укладывается верхнее строение путей.
— Каковы планы по метро по вводу новых участков с 2020 по 2023 годы?
— В ближайшие три года мы планируем ввести около 35 станций метро. Будут достроены все участки Большого кольца, про длена Люблинско-Дмитровская линия до поселка Северный.
— Андрей Юрьевич, а когда можно будет до «Внукова» на метро доехать?
— К 2023 году ветку метро планируется протянуть до аэропорта «Внуково». Проект трассировки участка длиной 5,2 километра утвердят уже в следующем году. Планируется продлить Солнцевский радиус еще на две станции: «Пыхтино » и «Внуково » с выходом к аэропорту вдоль Центральной улицы.
Перспектива развития
— А в Новой Москве какие планы, помимо продления Сокольнической ветки?
— На присоединенные территории придет новая линия метро с десятью станциями — Коммунарская. Ее общая протяженность составит около 22 километров. Построим ее в два этапа: от станции «Севастопольский проспект » до «Улицы Новаторов » и от «Улицы Новаторов» до «Столбова ». Работы планируется завершить ориентировочно в 2023 году. На первом отрезке Коммунарской линии появятся три станции: «Севастопольский проспект», «Академическая », «Улица Строителей ». На втором участке будут расположены семь станций: «Улица Новаторов», «
— Когда завершится строительство хорд и рокады?
— На Северо-Западной хорде у нас сейчас в строительстве балочный мост через Карамышевское спрямление, планируем завершить его в следующем году. Остальные участки хорды уже построены. На Северо-Восточной хорде в настоящее время продолжается строительство участка от Открытого шоссе до Лосиноостровской улицы. Работы ведутся по проекту строительства участка Северо-Восточной хорды от Щелковского до Открытого шоссе. Кроме того, ведутся проектно-изыскательские работы по участку от Открытого до Ярославского шоссе и от Ярославского до Дмитровского шоссе . К строительству приступим, скорее всего, в начале следующего года.
Что касается Южной рокады , то здесь многие участки находятся в проектировании, их строительство планируется завершить до 2022 года.
Василиса Чернявская