Домовая резьба в украшении строений своими руками. Домовая резьба по дереву: примеры, техники, советы, работа с трафаретами для украшения фасадов дома Символика домовой резьбы по дереву
Домовая резьба по дереву – это украшения дома внутри и снаружи при помощи резных изделий. Домовая резьба один из древнейших видов резьбы. Сначала резьба применялась для украшения деревянных изб, сейчас ее используют в современном дизайне частных домов, бань.
Деревянные домовые украшение, при правильно выборе материала, стойки к атмосферным воздействиям и могут служить годами. Домовая резьба, если верить нашим предкам, помогает защитить жилье от злых духов и плохой энергетики. Знаки-обереги, с годами, теряли свою первоначальную символику и превращались в обычный, хоть и красивый, орнамент. Сейчас резные домовые украшения всего лишь традиция декоративно-прикладного искусства.
Декоративная резьба по дереву активно применяется в современном интерьере и домостроении, при изготовлении мебели. С помощью декоративной резьбы не составит труда украсить как детали интерьера, так и предметы целевого назначения.
Как выбрать древесину для домовой резьбы
Древесина для домовой резьбы обязательно должна быть атмосферостойкая. Основой для домовой резьбы являются сосновые и еловые доски, иногда: осина, дуб, лиственница. Доски могут быть различной толщины и ширины. Материал для резьбы должен быть дешевым и доступным, ведь домовая резьба рассчитана на крупные размеры изделий. Не могут использоваться при домой резьбе любые заготовки из березы, она быстро портиться на открытом воздухе, загнаивается.
Внешний вид древесины может меняться в зависимости от обработки, относительно устойчивый цвет характерен для дуба, клена, груши.
Порядок работы при домовой резьбе
- Для начала необходимо подготовить примерный эскиз дома.
- Дальше делаем расчет необходимого количества и вида материала, заготавливаем доски нужного размера.
- Готовим шаблоны для домовой резьбы. Для того чтобы добиться стилевого единства в оформлении дома, следует хорошо продумать орнамент, детали композиции непременно должны повторятся.
- В связи с большими объемами работы лучше воспользоваться станками для резьбы.
Виды домовой резьбы
В зависимости от техники и характера резьбы домовая резьба имеет несколько направлений: рельефная резьба, плоскорельефная, контурная. Характерным отличием домовой резьбы является многократное повторение одних и тех же элементов на разных участках.
Глухая рельефная
Резьба применяется для украшения мебели шкафа, стола, рам для зеркал. Такой вид резьбы осуществляется на глухом фоне и имеет вид рельефного узора. Рельефная резьба хорошо подойдет для украшения оконных и дверных наличников, фронтонов дома. В основном используется растительный орнамент, изображение животных, мифологических созданий: виноградная лоза, русалка, лев, птица Феникс, цветочные розетки.
Плоскорельефная резьба
Характеризуется выбиранием фона или его углублением, вокруг орнамента на 5-7мм. Еще одно условное название техники – «рельеф на плоскоти». Изображение получается объемным, за счет одинаковой высоты большинства выступающих деталей узора, по отношению к фону. Растительные орнаменты, композиции с изображением птиц, животных, людей – прекрасно выглядят в технике плоскорельефной резьбы.
Неимоверно популярна в плоскорельефной и глухой рельефной резьбе банная тематика. Сувениры для бани отлично подойдут для дачного интерьера, разнообразят его и добавят уюта. Украсить резьбой можно двери бани, окна, а так же ковш для набора воды или чаши, которые используются для приготовления мазей. Для банного декора лучше всего подойдет сосна и деревья жестких лиственных пород. Такая древесина устойчива к горячей температуре и влаге. Деревянные изделия экологически чисты и потому очень подходят для использования в парной. В предбаннике можно поместить деревянную скульптуру Нептуна или шуточные банные фигуры. Полки в бане замечательно украсит геометрическая резьба. Сучковатая древесина отлично подойдет для выполнения вешалок для банных полотенец. Из толстых сучков так же можно сделать дверные ручки.
Считается одной из самых простых техник. Она идеально подходит для оформления разделочных досок, посуды, бытовых предметов, настенных панно. Контурная резьба характеризируется контурной обрисовкой изображений выраженной линией-выемкой. Контурная резьба, близка по технике исполнения к геометрической. Отличие состоит в том, что в контурной резьбе используют изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных.
Домовая резьба
Красивое и практичное решение для отделки интерьера и экстерьера. Домовая резьба сочетает в себе современные достижения и самобытность резного искусства. В современном домостроении резные элементы добавят дому индивидуальности и стиля. Ваш дом точно не останется незамеченным.
Домовая резьба существует на просторах нашей Родины с древних времен Руси. Также ее иногда еще называют корабельной, потому что существует мнение, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. В те стародавние времена все имело огромное значение: любая закорючка. любая завитушка и зарубка... По преданиям и верованиям наших предков вырезанные на окнах, дверях и стенах знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали плодородию и процветанию. Но разберемся во всем чуть подробнее.
По мнению многих ученых, традиция украшать свои жилища возникла еще до крещения Руси во времена язычества. Первые попытки украсить жилище были самыми примитивными: делались простые зарубки, которые иногда складывались в простейшие узоры (кресты, треугольники, звездочки, изображения солнца). Затем люди стали наделять знаки чудодейственными магическими свойствами. Как правило, первые простейшие знаки (зарубки) служили оберегами и были предназначены для охраны домашнего очага от различных бед, невзгод и злых духов. Таким образов древний человек пытался защитить свое жилище от природных стихий.
Со временем те самые простейшие знаки-обереги в виде зарубок усложнялись, формировали орнаменты, изменялась технология нанесения, а затем постепенно появились и законы расположения отдельных фигур и знаков на наружных частях дома (наличники, фасады, конек) и интерьера. Постепенно, с течением времени, спустя многие века, символический смысл знаков был утрачен и они превратились в различные орнаменты, тем самым формируя традиции, передававшиеся затем из поколения в поколение.
Первоначальный защитный смысл знаков определял и их расположение. Поскольку в дом можно было попасть естественным образом через двери и окна, то именно их сперва и украшали символами оберегами. Хозяева верили, что через украшенные особым образом окна и двери не проникнет нечистая сила. Постепенно, как уже было сказано ранее, оранаменты усложнялись и до какой степени все трансформировалось можно видеть сегодня на многих домах конца 19 - начала 20 века. Массивные, богато украшенные ажурной резьбой наличники, резные рамки вокруг дверей, нависающие фризы и карнизы, крылечки с резными опорными столбами, "полотенца" и причелины фронтонов, "торцевые доски" углов сруба, "конек" крыши (охлупень) - все это богато украшается и по сей день мастерами домовой резьбы. Зачастую утрачен первоначальный смысл сердечек, звездочек, капелек и других фигур. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, эти орнаменты не более чем традиция декоративно-прикладного искусства.
По характеру и технике выполнения в домовой резьбе различают следующие направления:
Глухая рельефная резьба . Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные, антропоморфные и зооморфные орнаменты. Переплетающаяся виноградная лоза, русалки, множество стилизованных листьев, птиц и зверей можно наблюдать на фасадах домов начала 20 века (во времена возрождения домовой резьбы). Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольничков, пирамидок, ромбов).
Сюжеты геометрической резьбы более раннего периода практически не дошли до наших дней, но исследовавшие их учёные связывают те сюжеты с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, а потому считались сильнейшими оберегами.
Прорезная или пропильная резьба . Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Ну а границы должны иметь свою защиту - тут и приходят на помощь защитные знаки и орнаменты. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев. Вспомните об этом когда увидите красивые наличники и возможно Вам удастся разгадать заложенный в них тайный смысл или почувствовать их энергетику.
Наивысшей степени мастерства в изготовлении деревянных кружев добились мастера сурового русского севера, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее полное развитие пропильная резьба получила в Ярославской, Владимирской, Костромской и Нижегородской областях.
Объемная или скульптурная резьба . Этой резьбой украшали носовую часть корабля, а позже, если верить некоторым источникам, привычка ставить скульптуру божества или тотемного животного перешла на гребни ("коньки") крыш жилых домов. Примером объемной резьбы является изображение головы и верхней части туловища коня, оленя или большой птицы. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губернии не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Также нередки их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от "дурного глаза" всех живущих в доме.
Подразделение на подвиды домовой резьбы хоть и существует, но Вы нигде не встретите использование только одного отдельного подвида. Все это весьма условно, т.к. при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Орнаменты переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются в богатое убранство кружев... Одна техника сменяет другую и переплетается с новыми сюжетами, но все они определенно выдержаны в едином стиле и несут вероятно какую-то смысловую нагрузку - вот что такое настоящая домовая резьба!
Домовая резьба стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - домовой резьбе по дереву в наши дни.
Сегодня традиции школы художественной резьбы по дереву воссоздаются современными мастерами заново по крупицам отдельных фактов и служат созданию новых шедевров, которые радуют глаз и возрождают эстетическую культуру современного поколения людей. Сейчас то и дело, в различных уголках Русской земли отчётливо видно новое пристрастие русского народа к украшению своего дома деревянным кружевом. Это дает возможность строить дома не только практичными, но и эстетически совершенными и возможно когда-нибудь, через пару веков они станут памятниками архитектуры и наши потомки будут восхищаться как же умело в таких домах сочетаются простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов домовой резьбы.
То, что создано своими руками, непременно должно служить народу на века.
Один из самых ярких народных промыслов - домовая резьба, характерная черта фасадов в этническом стиле. Фронтальная часть дома украшается сочетаниями растительных и геометрических орнаментов, фигурами животных, замысловатыми сюжетами. Художественная композиция при помощи специального столярного инструмента наносится на деревянную поверхность. Элементы резьбы, как правило, съёмные. После нанесения изображения резные части накладываются на наличники, кровельные лемеха. Исключение составляют колонны, двери дома, когда резьба наносится непосредственно на часть строения.
Выбор подходящих для выполнения своими руками домовой резьбы пород древесины велик. Больше всего среди народных мастеров пользуется древесина. Наиболее популярными породами являются липа, дуб, берёза, орех, груша, ольха. Они обладают такими качествами:
Хвойные породы древесины нелегко использовать для украшения жилища домовой резьбой своими руками. Они волокнисты и склонны к образованию трещин, однако также пользуются популярностью благодаря дешевизне и податливости материала. При грамотном подходе к обработке древесины, домовая резьба из хвойных пород может сохраняться в целости годами.
Основной особенностью резьбы по дереву на наличниках, крышах, фасадах домов можно назвать частое повторение сюжетной линии, орнаментов на разных частях здания. Техник, используемых для украшения домов резьбой, несколько. Наиболее распространёнными являются следующие способы:
Азы домовой резьбы лучше осваивать с последнего вида работ по дереву, постепенно нарабатывая навыки, осваивая более сложные приёмы. Дерево стоит выбирать в пределах средней ценовой категории. Первые попытки вряд ли будут настолько успешными, чтобы тратить ценные породы древесины на резные украшения деревянного дома, а некачественное дешёвое сырье может отбить желание развивать умения.
Перед началом любых работ по дереву необходимо изучить правила техники безопасности. Именно на них основывается охрана жизни и здоровья. Для столярного дела они таковы:
- Работы производятся либо на свежем воздухе, либо в помещении с хорошей вентиляцией.
- Обязательное условие - наличие защитных перчаток. Органы дыхания защищаются от пыли респиратором, при работе с инструментом надеваются очки для защиты органов зрения от попадания инородных тел.
- Помещение должно быть хорошо освещено, лучше работать в светлое время суток.
Для работы необходимо подготовить инвентарь - лобзик с набором пилок или фрезер. Дополнительно может понадобиться набор наждачной бумаги разной фракции для полировки, электрическая или ручная дрель. На этапе декорирования пригодятся кисти разной формы, толщины, лак, набор красок по дереву.
Все части дома, на которых будут располагаться декоративные элементы, нужно тщательно замерить. Если позволяют художественные навыки, можно нарисовать предварительный проект украшенного дома, соблюдая пропорции . После этого можно приступать к закупке дерева для работы: лучше, если оно приобретается со склада, сухое - тогда ему не нужно будет предварительно «вылёживаться». Древесина подбирается без видимых дефектов. Для накладных элементов толщина доски должна составлять порядка 2,5 см. Далее можно приступать к разработке детальных эскизов декоративных элементов.\
Не обладающим талантом художника мастерам рекомендуется найти готовые шаблоны в специализированной литературе - их с лёгкостью можно скопировать на бумагу в нужном масштабе. Эскизы резьбы по дереву с домовым узором без труда можно разработать в любой из утилит по графике. Вручную эскиз рисуется в полном масштабе на специально разлинованной бумаге карандашом или ручкой со специальным пером - её можно приобрести в магазинах для творчества.
Когда эскиз готов, его контуры переносят на плотный картон, вырезают трафарет. Далее по вырезанному контуру рисунок переносят на деревянную заготовку с помощью простого карандаша. Если узор представляет собой орнамент, операцию повторяют несколько раз, сдвигая лист картона. После нанесения рисунка можно выполнять непосредственно работы. Вне зависимости от избранной техники, сначала очерчиваются контуры рисунка, а затем наносится рельеф.
Резные элементы перед монтажом окрашиваются, покрываются слоем лака, предотвращающего преждевременное разрушение композиции. Самый простой способ прикрепить деталь - прибить обыкновенным гвоздём . Шляпки необходимо замаскировать, закрасив тон в тон с деревом. Более эстетично выглядят резные элементы, прикреплённые шкантами. Со стороны их не видно, а прочность такого крепления высока.
Несмотря на то что строительный рынок завален разнообразными клеями по дереву для внешних работ, использовать их не рекомендуется. Никаких гарантий, что клеевая смесь обеспечит достаточную прочность, нет. Не стоит забывать о двух золотых правилах удачного декора резьбой: в орнаментах нужно соблюдать принцип зеркальности, перед окончательным монтажом крайне важно проверить симметричность прикрепляемых деталей.
Осваивание промысла требует скрупулёзности, взвешенности, тщательности, неспешности в выполнении работ. Результат стараний мастера домовой резьбы по дереву своими руками не только прекрасен, с художественной точки зрения, но и масштабен. Любой промах в работе может стоить многих недель труда, иногда ошибки не поддаются исправлению.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Домовая резьба – это способ украшения жилища путем вырезания на деревянных конструкциях разнообразных орнаментов, узоров или фигур. Традиции подобного украшения уходят корнями в глубокое прошлое – ученые считают, что резьба зародилась у древних славян приблизительно в X-XIп веке. Мастера украшали все выступающие элементы жилья – балясины, крыльцо, ветровые доски, кровлю, карнизы и наличники. Работы по дереву велись простейшими инструментами, на доски наносили защитные руны, отпугивающие нечистую силу и призывающие в дом благополучие, изображения богов и окружающей природы, символы дождя и солнца. Руны и символы выполняли роль оберегов, защищая домовое пространство.
С внедрением на Руси христианства их магическо-заклинательная функция была утеряна, и домовую резьбу стали применять исключительно в декоративных целях. Но даже сегодня в орнаментах и узорах видны древние символы и руны – ряды треугольников и полукружий, символизирующих дождь и небесную влагу, изображения животных и деревьев, полей и лесов. С помощью резьбы можно украсить свое жилище, придать ему декоративный и завершенный внешний вид, вернувшись к традициям предков.
Порядок выполнения работ в мастерской «Резное Дело»
В прошлом мастерам приходилось изготавливать декоративные элементы вручную, что было связано с высокими трудозатратами и процесс затягивался на несколько месяцев. Сегодня накладные элементы создаются на современном станке с числовым программным управлением, а прорезы делаются при помощи лазера. Подобная технология имеет серьезные преимущества: планки и накладки получаются идентичными, а раскрое поры дерева запечатываются от высокой температуры и немного обугливаются (дополнительная защита от влаги). К тому же теперь нет необходимости ждать изготовления несколько месяцев – на изготовление наличников в деревянном доме классического размера тратится 2-3 дня в зависимости от сложности работ.
Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.
Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.
Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.
«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.
Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).
Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).
Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.
Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».
Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.
С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.
Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.
Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.
Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.
Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.
Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы
- Инструкция по эксплуатации велосипеда Инструкция по эксплуатации велосипеда silverback
- Термостатический клапан: виды и способы установки
- Бамбук комнатный: фото, уход в домашних условиях Выделяют трудности при выращивании этого растения
- Подчеркивающий индивидуальность самшит (буксус): размножение, посадка, уход в домашних условиях и фото