Для получения разрешения на выполнение подготовительных работ. Когда разрешается строить без разрешения на строительство и можно ли начать строительство до получения разрешения
Перед началом строительства необходимо выполнить комплекс работ по подготовке строительной площадки. Состав работ носит общий характер для гражданского и промышленного строительства, но зависит от местных условий площадки, её расположения на рельефе и в городской застройке, времени года и вида строительства (новое, расширение, реконструкция).
Подготовительные работы разделяются на внеплощадочные и внутриплощадочные .
К внеплощадочным можно отнести: строительство подъездных дорог; инженерные сети и сооружения на них; вскрышные работы на карьерах, отвалах, резервах; создание строительной инфраструктуры (предприятия стройиндустрии, городок строителей, база механизации, склады и т.д.).
Внутриплощадочные работы: устройство геодезической разбивочной основы; расчистка территории; предварительная вертикальная планировка; водопонижение и водоотвод; перенос транзитных коммуникаций и устрой-ство основных внутриплощадочных инженерных сетей; установка инвен-тарных зданий и технологических сооружений; мероприятия по охране окружающей среды; ограждение и освещение строительной площадки.
Проектные решения по подготовительным работам разрабатываются в ПОС и ППР. Внутриплощадочные работы выполняются генподрядной строительной организацией после заключения хозяйственного договора с заказчиком и получения разрешения на строительство.
3.1. Устройство геодезической основы .
Геодезическая разбивочная основа создаётся на площадке в виде развитой сети закреплённых знаками пунктов, определяющих положение объекта на местности. Она должна обеспечивать исходными данными последующие построения и измерения на всех этапах строительства. В состав основы входит: создание опорной геодезической сети, разбивка зданий и сооружений на местности, закрепление осей и устройство обноски.
Опорная геодезическая основа создаётся в виде:
а) строительной сетки (с размерами сторон 50…400м, в зависимости от плотности застройки), продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений и их габариты. Создаётся для строительства крупных промышленных предприятий, жилых микрорайонов, групп зданий и сооружений.
б) красных линий, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений. Создаётся для отдельных строительных объектов.
в) сетей триангуляции или трилатерации (измерение сторон треугольников с помощью дальномеров), с привязанными к ним основными осями сооружений. Применяется при строительстве крупных линейных сооружений (мостов, плотин и др.).
г) полигонометрических или теодолитных ходов вдоль трассы и осей сооружений. Создаётся при строительстве дорог, трубопроводов и других подобных сооружений.
Геодезическую разбивочную основу следует создавать в виде замкнутых полигонов или отдельных нивелирных ходов так, чтобы отметки были полу-чены не менее чем от двух реперов геодезической сети. Пункты основы сле-дует совмещать с пунктами, определяющими положение объекта в плане. Точность построения геодезической разбивочной основы следует принимать, руководствуясь величинами допустимых средних квадратических погрешностей угловых, линейных и высотных измерений, например:
Угловые измерения 5…30 11 ;
Линейные измерения 1/2000…1/50 000;
Высотное обоснование (отметки) 2…5мм.
Основа выполняется плановая и высотная в абсолютных единицах изме-рений. При необходимости вводится условная система координат и высот. Знаки геодезической разбивочной основы должны быть нанесены на стройгенплан.
Геодезическая основа сдаётся заказчиком подрядчику не менее чем за 10 дней до начала строительства (СМР). Подрядчику передаются:
Пункты строительной сетки, красных линий, триангуляции, теодолитных и нивелирных ходов в виде каталогов или ведомостей;
Оси, определяющие положение и габариты зданий в плане, закреплённые створными знаками (не менее 4 х на ось), для линейных осей не реже, чем через 500м.;
Реперы – не менее 2 х у каждого здания или сооружения, или через 500м вдоль осей линейных сооружений.
Положение знаков должно проверятся строительными организациями не реже двух раз в год.
3.2.Расчистка территории строительной площадки .
В комплекс работ по расчистке территории включается:
Расчистка площадки от ненужных деревьев, кустарника, раскорчёвка пней;
Снятие плодородного слоя почвы;
Снос или разборка ненужных строений;
Отсоединение и перенос инженерных сетей, попадающих в пятно застройки;
Предварительная вертикальная планировка площадки.
Расчистка территории от ненужных деревьев производится в соответ-ствии с проектом (ГП), на основании лесорубочного билета, выдаваемого органами лесоохраны или управления благоустройства населённого пункта. Валка деревьев осуществляется вручную электрическими или механичес-кими пилами или механизированным способом при помощи тракторов с трелёвочно-корчевальными лебёдками, бульдозеров с высоко поднятыми отвалами. При необходимости, кусторезом предварительно срезается кустарник и подлесок. Кусторез имеет раму с отвалами и ножи, которые срезают стволы диаметром не более 20см на уровне земли. Оставшиеся после валки деревьев пни выкорчёвываются корчевателями, бульдозерами или тракторами с лебёдками. Если корневая система очень развита, то корни разрушаются взрывами небольшой мощности. После раскорчёвки остатки корней выбираются из растительного слоя параллельными проходками корчевателей. Древесные остатки перевозятся на лесосклад, где утилизуются.
Законодательство об охране окружающей среды требует от строителей бережного отношения к природе, поэтому ценные деревья и кустарники, мешающие производству работ, выкапывают и переносят в новое место (по проекту). Если лесоохрана разрешает валку старых деревьев, то они обяза-тельно нумеруются в проекте и перед рубкой номер наносится краской на ствол.
Со строительной площадки должны быть убраны валуны. Мелкие валуны, если помещаются в ковш, загружаются в транспортные средства экскаватором, более крупные перемещаются бульдозерами за пределы зоны работ. Валуны могут быть раздроблены на месте взрывным способом с помощью накладных или шпуровых зарядов.,
Если при геологических изысканиях обнаружен плодородный слой почвы толщиной 20…50см, то он подлежит снятию и последующему испо-льзованию при рекультивации земель строительной площадки. Грунт сре-зается бульдозерами или автогрейдерами и перемещается в специально выде-ленные места, где складируется. При работе с плодородным слоем следует предохранять его от смешивания с нижележащим слоем, загрязнения, размы-ва и выветривания. Зимой снимать плодородный слой не рекомендуется.
Снос зданий и сооружений, попадающих в зону застройки выполняется путём обрушения или членением на части с последующей разборкой. Каркасные деревянные и металлические строения разбирают, отбраковывая элементы для вторичного использования. Сборные железобетонные объекты разбирают по схеме сноса, обратной схеме монтажа. При разборке каждый элемент должен освобождаться от связей, предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение. Сборные элементы не поддающиеся демонтажу расчленяются, как монолитные.
Монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающий устойчивость строения в целом. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры. Затем блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъёмности крана при наибольшем вылете стрелы.
Снос зданий и сооружений, в том числе каменных, осуществляют обрушением экскаваторами с различным навесным оборудованием – шар-молотами, клин-бабами, отбойными молотками. Обломки сдвигают в сторону бульдозерами или загружают в транспортные средства. Вертикаль-ные части строений для предотвращения разброса обломков по площади следует обрушать внутрь.
Отсоединение и перенос с площадки существующих инженерных сетей является важным и обязательным элементом подготовки строительной площадки. На подготавливаемой строительной площадке могут быть расположены не только локальные но и магистральные сети электроснабже-ния, водопровода, канализации, газопровода, теплосети, связи. В этих случаях до начала строительства все сети должны быть вынесены с пятна застройки и проложены за пределами площадки, чтобы обеспечить их бесперебойное функционирование.
После выполнения ранее рассмотренных работ осуществляется предва-рительная вертикальная планировка (разработанная в ППР). Особенно важно выполнить эту работу при строительстве на пересечённой местности, при неблагоприятных грунтовых условиях и развитой сети транспортных коммуникаций.
Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство
В целях упрощения осуществления строительства при реализации инвестиционных проектов,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый перечень подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство.
2. Департаменту правового обеспечения (О.А. Кабатова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации К.Ю. Королевского.
Министр
В.Ф. Басаргин
Перечень видов подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство
Утвержден
приказом Министерства регионального
развития Российской Федерации
от "___" _______ 2011 г. N ____
1. Геодезические разбивочные работы для строительства
2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ
3. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации
4. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками
5. Освобождение участков от деревьев и кустарников
6. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ в том числе:
а) расчистка территории;
б) разборка и снос зданий, строений;
в) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и прокладка новых инженерных сетей, попадающих в зону строительства
7. Понижение уровня грунтовых вод и водоотведение (дренажи и водоотливы) на строительной площадке
8. Устройство крановых путей
9. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима
10. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем
11. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования
12. Внеплощадочные подготовительные работы, в том числе, строительство:
а) подъездных путей и временных дорог;
б) временных причалов;
в) линий электропередач с трансформаторными подстанциями (до 1000 В)
г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;
д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;
е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;
ж) жилых поселков для строителей;
з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;
и) сооружений и устройств связи для управления строительством
13. Разведочное бурение и исследование грунта
14. Производство земельных работ, а именно:
а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);
б) разработка грунта;
в) уплотнение и укрепление грунта;
г) вертикальная планировка участка;
д) перемещение грунта;
е) устройство насыпей
15. Устройство шпунтового ограждения
16. Устройство подпорных стен
17. Ландшафтные работы
18. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минрегиона России
www.minregion.ru
по состоянию на 11.03.2011
Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство
Название документа: | |
Вид документа: | Проект приказа Минрегиона России |
Принявший орган: | Минрегион России |
Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.
Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие - застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта . То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.
Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей - можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.
Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:
- отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
- отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
- реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.
Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.
Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта - незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил . Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.
Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.
Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:
- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- .
Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.
Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.
Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.
Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) . Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы - ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.
Рассмотрим ситуацию.
В соответствии с определением, которое дает Градостроительный кодекс: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек . К ранее перечисленным киоскам и навесам и опять же других подобных им, добавляются еще временные постройки. Вот и все, что дает законодательство, раскрывая смысл своей нормы. Я считаю, что в этом случае, рассуждая логически, для определения такого типа объектов, которые не требуют разрешения на строительство из-за не относимости к объектам капитального строительства, можно применить критерий объекта недвижимости, который раскрывает Гражданский кодекс. То есть, если планируемый к строительству объект после возведения будет обладать признаками объекта недвижимости: прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства , то он однозначно является объектом капитального строительства. Как говорится, на то она и недвижимость, что не обладает временными, то есть краткосрочными задачами использования, так же как и не обладает возможностью легкого переноса или перевозки. То есть вернулись опять к киоску .
Если у Вас есть сомнения - является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.
Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.
Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).
Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования .
Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.
Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.
Но и с этими вспомогательными объектами необходимо будет позаниматься, так как зарегистрировать их как объект недвижимости, после окончания строительства, сразу в Росреестре (регистрационной палате) скорее всего не удасться. Сложность заключается в отсутствии в Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечня подаваемых документов для регистрации вновь возведенных объектов вспомогательного использования. То есть одним законом возведение таких объектов предусматривается, а процедуры их государственной регистрации другим законом не определены. В этом случае государственный регистратор в Росреестре отказывает в регистрации, так как он не является специалистом в области строительства для определения качества объекта капитального строительства. И это законно и логично, так как его функция проводить регистрацию на основании документов, определенных законодательством, которые в отношении объектов капитального строительства вспомогательного использования не определены и критериев отнесения к таковым тоже отсутствуют. Соответственно, получив отказ, необходимо его обжаловать в судебном порядке. Подать исковое заявление о признании построенного объекта, обладающим признаками вспомогательного использования, с необходимостью его государственной регистрации.
Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.
Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется .
Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.
Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.
Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.
Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.
Но стоит отметить, что в настоящее время проходит межведомственные экспертизы, перед внесением в Государственную Думу, законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в случае принятия позволит начать производить внутриплощадочные и внеплощадочные подготовительные работы по перечню, который определит Минстрой РФ. Начало производства подготовительных работ будет производиться по решению застройщика в уведомительном порядке, с предоставлением определенного перечня документов. Принципиальным в этом законопроекте является то, что на момент начала производства подготовительных работ у застройщика в наличии должны быть утвержденные документы по планировке территории: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, в случае строительства линейного объекта, а также подготовленная проектная документация. Таким образом, выигрыш по времени получится только в случае строительства объекта, для которого требуется прохождение экспертизы проектной документации, которая с учетом администрирования занимает 50-70 дней, и времени администрирования на получение разрешения на строительство после получения положительного заключения экспертизы – от 10 до 30 дней. Для объектов, для которых не требуется прохождение экспертизы проектной документации, выигрыш по времени составит только максимум месяц, сколько обычно занимает время на компоновку уже готовой документации для сдачи и непосредственно само получение разрешения на строительство.
Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.
Минрегион подготовил поправки в Градостроительный кодекс, которые разрешат застройщикам вести подготовительные работы до получения официального разрешения на строительство. За счет этого планируется добиться снижения средних сроков строительства.
В законопроекте указано, что перечень подготовительных работ, о которых идет речь, установит правительство. С предложением сделать такую отсылочную статью мы выступили на совещании в Госстрое. После принятия поправок правительство подготовит необходимое постановление, - сообщила Юлия Родионова, начальник организационно-правового управления Национального объединения строителей (Нострой), участвовавшего в подготовке поправок.
Как отметила Хасынова, в список могут войти такие работы, как строительство временных сооружений (бытовки, офис продаж и т.п.), заборов, временных дорог, подведение временных коммуникации, завоз оборудования, укладка рельсов для кранов, очистка территорий, отвод воды.
По действующему законодательству разрешение требуется даже на проектирование. Ведение каких-либо работ без него было невозможным, это даже не рассматривалось. Если можно будет без ордера хотя бы даже поставить забор, станет безусловно лучше. Это позволит ощутимо сократить сроки строительства, - считает Александр Левченко, председатель московского городского отделения «Деловой России».
Такие подготовительные работы, как установка забора, подведение временных коммуникаций и строительство временных сооружений сейчас большинство застройщиков ведут до получения разрешения на строительство на свой страх и риск, рассказала Марина Литинецкая, генеральный директор консалтинговой компании «Метриум Групп».
Теоретически возможна ситуация, когда разрешение на строительство не дадут, но это случается довольно редко, - добавила она.
Я не припомню громких скандалов, связанных с незаконными подготовительными работами. Ничего вызывающего в этом нет, - отметил Виталий Можаровский, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP.
В 2011 году Минрегион подготовил проекта приказа «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство». Тогда Минюст отказался зарегистрировать приказ: Всемирный фонд дикой природы (WWF) и «Архнадзор» обратились в ведомство с письмом о том, что этот документ противоречит нормам Градостроительного кодекса. По мнению WWF и «Архнадзора», приказ легализует действия застройщиков, которые могут нанести ущерб окружающей среде и культурному наследию России.
В приказе 2011 года в списке предварительных работ фигурировали, например, освобождение участков от деревьев и кустарников, разведочное бурение, геодезические разбивочные работы для строительства, понижение уровня грунтовых вод и водоотведение на стройплощадке, бурение и обустройство скважин.
Если речь идет о каких-то временных постройках и «обратимых» работах, последствия которых легко устранить, это допустимо. Речь не должна идти о сносе зданий, рытье котлованов и строительстве фундамента, - считает Константин Михайлов, координатор движения «Архнадзор».
Как сообщила Юлия Хасынова, Нострой также выступает против того, чтобы в перечень попали работы, связанные с капитальным строительством.
Есть сторонники добавления в него и земляных работ, и строительства фундаментов, но мы категорически против такого предложения, - отметила она.
В Минрегионе не смогли предоставить оперативный комментарий.
Сформулированные Минстроем поправки в Градостроительный кодекс, с которыми ознакомились «Известия», вводят новое понятие — «подготовительные работы», которые можно будет вести до получения разрешения на строительство. Как отмечают эксперты, новый механизм позволит сократить сроки сдачи объекта и более тщательно проработать проект. Это также позволит улучшить место России в рейтинге Всемирного банка Doing Business.
Строительные компании смогут начинать вести работы до получения разрешения на это. Поправки в Градостроительный кодекс подготовил Минстрой. В них вводится новое понятие «комплекс работ подготовительного периода строительства, реконструкции». Подобные работы можно будет начинать до того, как получено разрешение на строительство. За счет этого застройщики смогут существенно сократить время возведения или ремонта здания. Также появится дополнительный период на более тщательный отбор подрядчиков.
Чтобы начать подготовительные работы, надо будет получить отдельное разрешение на ведение подготовительных работ. Для этого нужно представить проектную документацию, которая затем пройдет госэкспертизу (максимальный срок, предусмотренный для этой процедуры, — 20 дней).
Если в течение года разрешение на основное строительство так и не выдадут, заказчик будет обязан привести земельный участок «в пригодное для использования состояние» и восстановить «нарушенное состояние окружающей среды».
В Минстрое не смогли предоставить оперативный комментарий.
Юрист правового департамента HEADS Consulting Константин Ханин пояснил, что к подготовительным работам можно будет отнести «строительство подъездных дорог, устройство основных инженерных сетей, создание строительной инфраструктуры, в том числе сооружение временных зданий, расчистку территории, установку инвентарных зданий, ограждений и освещения строительной площадки, подготовку площадок для складирования строительных материалов, устройство мест для курения, щитов с первичными средствами пожаротушения, установку башенного крана».
По его мнению, новый порядок позволит ускорить процесс строительства.
— Теперь время ожидания получения разрешения на строительство будет потрачено на подготовительные работы. Строительная организация всё же сможет выиграть от этого и ускорить свои темпы, — полагает Константин Ханин.
Генеральный директор Экспертной инжиниринговой компании Сергей Должников посчитал, что подобный порядок может существенно сэкономить время.
— Мобилизация и подготовительные работы в среднем могут занимать от двух до четырех месяцев в зависимости от типа работ — достаточно серьезный срок. Можно использовать это дополнительное время, чтобы спланировать всё, провести экспертизу, тщательно организовать работы, — сказал он.
Сергей Должников особо отметил, что за счет дополнительного времени можно тщательно подойти к подбору подрядчика, от чего качество строительства выиграет.
— Поскольку можно будет использовать время, которое уходит на получение всех согласований, не будет спешки, как нередко бывает сейчас, когда всё торопятся сделать в последний момент, — отметил Сергей Должников.
Как он уточнил, предусмотренного по новому закону срока в один год, за который надо успеть получить разрешение на строительство, вполне достаточно при условии, что застройщик обладает должной квалификацией.
В то же время он отметил, что практика применения таких норм может преподнести неожиданные сюрпризы.
— Идея сама по себе хорошая, но есть вопрос реализации. Всё зависит от того, насколько просто будет получить разрешение для подготовительных работ. Если эта процедура будет обременительной, то по большому счету мы поменяем шило на мыло, — заметил Сергей Должников.
В рейтинге Всемирного банка Doing Business за 2016 год Россия заняла по пункту «разрешение на строительство» 115-е место, притом что по «легкости ведения бизнеса» — 40-е, а по «легкости создания предприятий» — 26-е. Выступая на итоговой коллегии Минстроя в марте этого года, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов обратил на это особое внимание.